Янус – бог всех на-чал и начинаний, охра-нял входы и выходы, двери в государстве

16. Кельты жили по за-конам родоплеменного общества. Их культура была очень богата ле-гендами и преданиями, которые веками пере-давались из уст в уста и, как правило, сохра-нились в нескольких вариантах,(как и са-ми кельтские имена и названия). Раскопки, проведённые в послед-нее время, помогли по-полнить знание об об-разе жизни и традици-ях народа. Как и боль-шинство древних наро-дов, кельты верили в загробную жизнь, и при захоронении остав-ляли с умершим много бытовых предметов: тарелки, инструмен-ты, оружие, ювелир-ные украшения, (до телег и повозок с ло-шадьми).Центральную роль в мифологии за-нимала вера в пересе-ление душ, что умень-шало страх перед смертью, и во время войн поддерживало храбрость и самоотвер-женность. В наиболее тяжёлых жизненных ситуациях, таких как война, болезни или другие опасности, при-носились также чело-веческие жертвоприно-шения. Кельтская ми-фология оказала ог-ромное влияние на ан-глийскую литературу. Кельтские божества Езус (Эз) и Tarvos Trigaranus — Бык с тремя журавлями, изо-бражённые на так на-зываемом «Монументе парижских лодочни-ков» (I в. н. э.). Мотив трёх священных жу-равлей и быка встре-чается и в ирландской мифологии. Среди пи-сьменных источников важную роль играет сообщение Юлия Це-заря ("Записки о гал-льской войне", VI.16-18), дающего сравни-тельно полный пере-чень древнекельтских богов по их функциям. Однако он не называет их гал-льские имена, а пол-ностью отождест-вляет с пред-ставителями римского пантеона. «Из богов они больше всего почи-тают Меркурия. Он имеет наибольшее ко-личество изображений, галлы считают его изо-бретателем всех искус-ств и проводником всех дорог и путей и полагают, что он имеет наибольшую силу в том, что касается прио-бретения состояния и торговли. После него (почитают) Аполлона, Марса, Юпитера и Ми-нерву. В отношении этих божеств галлы имеют почти такие же представления, как другие народы: Апол-лон отгоняет болезни, Минерва учит основам искусства и мастерст-ва, Юпитер управляет небесами, Марс заведу-ет военным делом» Здесь же Цезарь упоми-нает «Диспатера», от которого, по словам друидов, произошли галлы. К данной класс-сификации надо отно-ситься серьезно, помня, что кельтская и итало-греческая мифологии глубоко родственны. После завоевания Гал-лии и ее романизации, развернулся процесс слияния обоих панте-онов, причем он носил осмысленный харак-тер. Галлы выбирали для своих богов Рим-ские имена по принци-пу соответствия ико-нографии и функций (так же, как века спу-стя язычники по всей Европе отождествляли мифологических пер-сонажей с христиан-скими святыми). Вы-делены почти все ос-новные мифологичес-кие типы, которые под обозначенными им Римскими именами позднее почитались галлоримлянами. Пря-мое отождествление выхолащивает инте-ресные особенности кельтской мифологии. Итак, говоря о древне-кельтских (галльских и, в меньшей степени, бриттских) божествах, обычно называют сле-дующие имена: Тара-нис, Цернунн, Езус, Тевтат, Луг, Беленус, Огмиос, Бригантия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: