double arrow

Психическое здоровье, его характеристики. Проблема нормы и ненормативного развития психики.

Здоровье - в соответствии с определением ВОЗ (1948), «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Существует ряд других определений:

• Индивидуальное здоровье — естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой, согласованности всех функций (Г.З. Демчинкова, Н.Л. Полонский);

• Индивидуальное здоровье - это гармоничное единство всевозможных обменных процессов в организме, что создает условия для оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма (А. Д. Адо);

• Здоровье - это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни (В.П. Казначеев).

Таким образом, психическое здоровье можно определить как гармоничную совокупность структурно-функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую жизнедеятельность;

В широком смысле, здоровье определяется возможностью организма адаптироваться к новым условиям с минимальными затратами ресурсов и времени.

Психическое здоровье является неотъемлемой составляющей общего здоровья.

Выделяются следующие составляющие психического здоровья:

1. осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего психического и физического «Я»;

2. чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуаций;

3. критичность к себе и своей собственной психической деятельности и ее результатам;

4. адекватность психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

5. способность управлять своим поведением в соответствии с социальными нормами (правилами, законами);

6. способность планировать свою жизнедеятельность и реализовывать ее;

7. способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Б.С. Братусь выделяет три уровня психического здоровья:

1. уровень психофизиологического здоровья определяется особенностями нейрофизиологической организации психических процессов;

2 уровень индивидуально-психологического здоровья характеризуется способностью человека использовать адекватные способы реализации смысловых устремлений;

3. уровень личностного здоровья определяется качеством смысловых отношений человека.

Нарушения психологического здоровья.

Проблема нормы является одной из сложнейших в психологии и смежных науках: психиатрии, медицине и далека сегодня от однозначного решения. Однако именно разделение психологического и психического здоровья, как нам представляется, может помочь определиться в понимании нормы. Норме психического здоровья должно соответствовать отсутствие патологий, а также симптомов, мешающих адаптации человека в обществе. Для психологического здоровья норма — это, наоборот, присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих человеку не только адаптироваться к обществу, но и, развиваясь самому, содействовать развитию общества. Например, психически здоровый ребенок может быть вполне адаптирован к школе, т.е. хорошо учиться и прилично вести себя. Но при этом испытывать трудности в общении со сверстниками, страхи в отношениях с педагогами. Психологически здоровый подросток таких трудностей и страхов иметь не будет.

Вспомним, что развитие является необратимым процессом, заключающимся в изменении типа взаимодействия с окружающей средой. Это изменение проходит все уровни развития психики и сознания и заключается в качественно иной способности интегрировать и обобщать опыт, получаемый в процессе жизнедеятельности.

Что есть «норма» в контексте психического здоровья?

Во-первых, слово «норма» означает норматив, эталон, на который нужно равняться, оценивая по нему индивидуальное поведение; таковы, например, спортивные нормы или нормы питания. Но любые нормативы условны, имеют значение только в определенной системе отсчета и сами требуют обоснования — почему утверждается именно этот, а не другой эталон.

Во-вторых, норма — это статистически среднее, наиболее часто встречающееся, массовое в явлениях; в современной науке нормально; в статистическом смысле включает не только среднестатистическую величину, но и серию отклонений от нее в известном диапазоне.

В-третьих, норма — это некий функциональный оптимум, под­разумевающий протекание всех процессе в в системе с наиболее возможной слаженностью, надежностью, экономичностью и эффективностью. Функциональная норма всегда индивидуальна, и нарушение ее определяется не величиной отклонения от статистического среднего, а функциональными последствиями (Газман О.С.)

Понятно, что понимание нормы должно основываться на анализе взаимодействия человека с окружающей средой, что предполагает, прежде всего, гармонию между умением человека адаптироваться к среде и умением адаптировать ее в соответствии со своими потребностями. Следует особо отметить, что соотношение между приспособляемостью и приспособлением среды не является простым равновесием. Оно зависит не только от конкретной ситуации, но и от возраста человека. Если для младенца гармонией можно считать приспособление среды в лице матери к его потребностям, то чем старше он становится, тем более необходимым становится приспособление его самого к условиям среды. Вступление человека во взрослую жизнь характеризуется началом преобладания процессов приспособления к среде, освобождением от инфантильного: «Мир должен соответствовать моим желаниям». И человек, достигший зрелости, в состоянии поддерживать динамический баланс между способностью приспосабливаться к ситуации и изменять ее.

Основываясь на таком понимании нормы как динамической адаптации, можно заключить, что нормальному развитию соответствует отсутствие деструктивного внутриличностного конфликта. Остановимся на этом подробнее. Внутриличностный конфликт характеризуется на­рушением нормального механизма адаптации и усилением психоло­гического стресса. Для разрешения конфликтов используется огромное количество разных способов. Предпочтение того или иного способа определяется полом, возрастом, личностными особенностями, уровнем развития, преобладающими принципами наивной семейной психологии индивида. По типу разрешенности и характеру последствий конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.

Конструктивный конфликт характеризуется максимальным развитием конфликтных структур, он является одним из механизмов развития личности ребенка, приобретения новых черт, сознательного принятия моральных ценностей, приобретения новых адаптивных умений, адекватной самооценки, самореализации и источником положительных переживаний.

Деструктивный конфликт усугубляет раздвоение личности, перерастает в жизненные кризисы и ведет к развитию невротических реакций; угрожает эффективности деятельности, тормозит развитие личности, является источником неуверенности и неустойчивости поведения, приводит к формированию комплекса неполноценности, потере смысла жизни, разрушению существующих межличностных отношений, агрессивности. Деструктивный конфликт неразрывно связан с невротической тревогой, причем эта взаимосвязь двусторонняя. «При постоянном неразрешимом конфликте человек может вытеснить из сознания одну сторону этого конфликта, и тогда появляется невротическая тревога. В свою очередь тревога, порождает чувства беспомощности и бессилия, а также парализует способность действовать, что еще более усиливает психологический конфликт» (Р. Мэй). Таким образом, сильное стойкое повышение уровня тревоги, т.е. тревожность ребенка, является показателем наличия деструктивного внутреннего конфликта, т.е. показателем нарушения психологического здоровья.

Если в младенчестве не формируется базовое доверие к окружаю­щему миру, то это приводит к возникновению страха внешней агрессии. Несформированная в раннем возрасте самостоятельность (Я сам) может явиться причиной страха самостоятельных действий и соот­ветственно стремления кзависимости от мнения, оценок окружающих. Отсутствие инициативности, истоки которой берут начало в дошкольном возрасте, может явиться причиной страха новых ситуаций и са­мостоятельных действий. Некоторые исследователи утверждают, что то или иное нарушение развития может быть скомпенсировано при адекватном воздействии и помощи со стороны взрослых. В то же время в некоторых ситуациях происходит резонанс между нарушениями развития на детских стадиях и неблагоприятными влияниями внешней среды, т.е. совпадением содержания конфликта, вызываемого вне­шними факторами, с содержанием уже имеющегося. Тем самым осу­ществляется усиление внешними факторами внутренних трудностей ребенка и их последующее закрепление.

Какие внешние факторы можно назвать факторами риска в плане возникновения резонанса? Мы полагаем, что для детей и подростков определяющими являются факторы семейной ситуации, поскольку и влияние школы, и тем более детского сада во многом опосредуются семейной ситуацией. К примеру, даже абсолютно неуспешный в школе ребенок при поддержке семьи и создании ею ситуаций успеха в других областях может не испытывать внутренний конфликт, связанный со школьной неуспешностью. Хотя, начиная с младшего школьного возраста, в качестве существенного фактора, включающегося в ре­зонанс, необходимо назвать учителя, вернее его собственные психо­логические проблемы.

Факторы, определяющие нормативность психического развития: (Мясоед Л.А.)

Социальные факторы:

· нездоровый психологический климат семьи (конфликты, тревожность, интровертированность кого-либо из родителей, чаще матери, ригидность матери, сензитивность, неуважение к себе отца);

· неполное воспитание, в связи с чем ребенок не получает необходимых образцов взрослого поведения;

· «неправильное» воспитание (гипоопека, потворство, жестокость, эмоциональное неприятие).

Биологические факторы:

Генетические: повышенная сензитивность, эмоциональная неустойчивость, интровертированность, снижение продуктивности познавательной деятельности;

Негенетические: минимальные мозговые дисфункции, микроорганическая патология мозга.

Соотношение биологических и социальных факторов психической ненормативности меняется в зависимости от возраста ребенка. При этом, в благоприятных условиях развитие, испытывающее влияние биологических факторов, со временем приближается к возрастной норме, тогда как отягощенные еще и социальными факторами – регрессирует.

Но, даже зная о микропатологии или неблагоприятных условиях жизни ребенка, трудно судить, каким будет его развитие. Это объясняется тем, что социальные и биологические факторы влияют на психику опосредованно – через деятельность растущего человека. Деятельность открывает возможности компенсации одних поврежденных систем другими, т.е. преодоление биологических и социальных ограничений психического развития. Конечно, это требует ее соответствующей организации.

Однако следует сделать важное замечание. Неблагоприятное влияние на психологическое здоровье ребенка оказывает не сама семейная ситуация, а в первую очередь восприятие ее ребенком, отношение к ней. Ряд авторов описывает так называемых неуязвимых или жизнестойких детей, которые выросли в достаточно неблагополучных семьях, но сумели добиться жизненного успеха. Почему же объективно неблагоприятная ситуация не оказала на них негативного влияния? Так, например, Р. Мэй считает, что неблагоприятная семейная ситуация негативно влияет на ребенка только в том случае, если она субъективно воспринимается им как неблагоприятная, если она служит источником страдания, чувства ревности или зависти к окружающим.

Обсудив условность понятия «неблагоприятная семейная ситуация», вернемся к явлению резонанса между содержанием внутреннего конфликта, появившегося на той или иной стадии развития, и содержанием конфликта, вызываемого актуальной семейной ситуацией.

Если внутренний конфликт имеет своим источником проблемы младенчества, то есть формирование недоверия к окружающему миру, то резонанс — усиление и закрепление внутреннего конфликта — будет вызываться наличием высокого уровня тревоги у самих родителей. При этом внешне это может проявляться как повышенное беспокойство родителей по поводу ребенка (здоровья, учебы и т.п.) или же как тревога в связи со своей профессиональной деятельностью, взаимо­отношениями друг с другом, ситуацией в стране. Дети в этом случае отличаются выраженным чувством незащищенности, ощущением небезопасности окружающего мира. Усиливают его педагоги, обла­дающие этим же чувством. Но они, как правило, прячут его под маской авторитарности, иногда доходящей до открытой агрессии.

Если внутренний конфликт сформировался в раннем возрасте, то есть у ребенка не появилась автономная позиция, то к резонансу при­ведет гиперопека и сверхконтроль в семье. Под автономной позицией понимается формирование потребности и умений действовать, а также думать и чувствовать самостоятельно. Ребенок с таким внутренним конфликтом будет страдать от чувства несвободы, необходимости соответствовать требованиям окружения и в то же время, будучи зависимым от окружения, избегать проявления самостоятельных действий. Усиливают его, как и в предыдущем случае, педагоги, сами имеющие тот же внутренний конфликт. Понятно, что внешне они научи­лись его не проявлять, хотя их стремление быть первыми, лучшими, а также супераккуратность, повышенная ответственность и чувство вре­мени могут свидетельствовать о наличии проблем, берущих начало в раннем детстве.

В младшем школьном возрасте у ребенка формируется трудолю­бие, т.е. стремление выполнять любое дело настойчиво и хорошо, по­лучать удовольствие от процесса созидания. Однако если ребенок пребывает в ситуации хронического неуспеха, а родители требуют от него достижений, несовместимых с его возможностями, то вместо трудолюбия у ребенка формируется чувство неполноценности, ощу­щение себя слабым, неспособным, не готовым к успеху. Такие завы­шенные требования родителей встречаются слишком часто, поскольку через это они пытаются решить проблемы собственной самореали­зации. Имеется в виду то, что ребенок должен стать таким, каким хотел, но не смог стать родитель. Существенно усилить чувство неполно­ценности у ребенка может обладающий этим чувством педагог. В этом случае оценки его учеников являются показателем его собственной полноценности или неполноценности. И, к примеру, плохо успевающий ученик в его классе будет неосознанно восприниматься им как указание на его собственную неполноценность и соответственно всячески подавляться и, возможно, унижаться. Понятно, что это ведет к усилению чувства неполноценности у ребенка.

Виды ненормативности (Л.А.Мясоед)

Ненормативность на уровне организма

Нарушение познавательной функции обнаруживается в задержке психического развития. ЗПР – временное отставание темпа становления познавательных процессов. При высокой степени обучаемости дети с задержками психического развития могут плохо читать, считать, писать, быть инфантильными. Однако, при этом, они отличаются достаточно высоким уровнем механического запоминания и навыков, требующих практических навыков.

Ненормативность как нарушение регулятивной функции обнаруживается в эмоциональной неустойчивости, отсутствии определенной линии поведения; зависимость от ситуации, неорганизованность, неспособность к длительным волевым усилиям; выбор действий, обещающих быстрый успех, внушаемость. Характерны реакции имитации, отказа, гиперкомпенсации; агрессивность, склонность к оппозиции; расторможенность влечений.

Нарушение инструментальной функции обнаруживается в акцентуациях, отличающихся от психопатий ситуативностью, нестабильность, временной дезадаптацией.

Итак, ненормативность психического развития на уровне организма – это отклонение степени опосредованности психических функций психики – недоразвитие (сверхразвитие) реализующих эти функции познавательных, эмоциональных и инструментальных процессов на почве незрелости (ранней зрелости) структур мозга.

Ненормативность на уровне индивида характеризует психические новообразования, отражающие отсутствие необходимых для нормативного развития условий жизни. Особенно чувствительна к таким условиям потребность в общее: при ее неудовлетворении страдает самосознание, открытость миру, личностная ориентированные формы общения.

При этом эмоциональное неприятие способствуетформированию жесткости; гиперопека сдерживает появление ответственности (Раттер М.); потворсво обусловлено обуславливает неадекватный уровень притязаний (Захаров А.), благоприятствует жадности (Филонов Л.М.); жестокость порождает пассивных, лживых или жестоких людей (Буянов М.); завышенные требования порождают неврозы (Хамазанова Т.). Неполное воспитание приводит к неадекватной половой идентичности (Захаров А.).

Итак, ненормативные свойства характера формируются в пределах определенной социальной ситуации развития.

Ненормативность на уровне личности.

Ненормативное как и нормативное развитие на этом уровне – процесс «перекрещивания» деятельностей и соответствующего усложнения мотивационной сферы личности. Но если психическая норма в данном случае – самореализация через поступок, то ненормативность – через проступок. Однако речь идет не просто о проступке как основном факторе ненормативность; а о ненормативных способах удовлетворения определенных потребности. Для ненормативной личности характерна эгоцентрическая тенденция (надситуативная активность) – отношение к окружающим как средству удовлетворения своих потребностей. В этой связи, проступок – надситуативная активность, утверждающая эгоцентрическую позицию.

В основе поступка и проступка лежат мотивы, которые «перекрещиваются» между собой. Это обстоятельство активизирует процессы сознания и самосознания; но если децентрированная личность поступком согласовывает образ мира и образ «Я», то эгоцентричная – проступком подчиняет образ мира своему Я. При этом она нередко прибегает к психологической защите как способам оправдания своего проступка.

Ненормативное развитие выступает всегда в виде определенных признаков: ребенок плохо учится, не реагирует на замечания, ориентируется на асоциальные нормы и т.д.

Но это все вторичные признаки: они лишь сигнализируют о наличии ненормативности, являясь ее следствием. Первичными признаками будут, очевидно, те сложные и многоуровневые процессы, которые лежат в основе определенного варианта ненормативного развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: