- выигрыш, получаемый в результате снижения средних издержек производства на единицу продукции по мере увеличения ее выпуска
Эффект масштаба - эффект снижения затрат на единицу произведенной продукции при распределении постоянных затрат на все большее количество произведенной продукции.
Эффект масштаба обуславливается факторами, которые в долгосрочном периоде сокращают средние издержки производства по мере того, как фирма увеличивает размеры предприятия (объем продукции).
5: Оценка эффективности рынка монополии предполагает учёт его недостатков и выгод:
Pc = ATC = MC;
Pc – цена конкурентной фирмы;
Pm>Pc Pm>ATC, Pm>ATC, Pm>MC;
Рынок монополии имеет 2 существенных недостатка – Pm>MC,Qm<Qc:
Во-первых, он не эффективен, т.к. Pm>ATC, что означает низкую эффективность использования ресурсов и чистые потери общественного благосостояния.
Во-вторых, он не эффективен, т.к. Pm>MC, что означает неэффективность распределения ресурсов.
В-третьих, существование Х-неэффективности означает потери, связанные с выбором нерациональных методов производства и оптимальных размеров.
Х-неэффективность может проявляться в низких производственных мощностях, избыточном производственном персонале, высоких расходах на рекламу и прочее.
Выгоды монополии:
1) Извлечение монополистом высокой экономической прибыли делает возможным инновационную деятельность фирмы;
2) Существует возможность более полного извлечения экономических масштабов и, следовательно. производство при более низких, чем в условиях конкуренции издержках;
3) Рыночная власть на рынке монополии приводит к экономии на информационных издержках, т.к. сама фирменная марка уже является достаточной информацией для потребителя.