Для выяснения сущности суждений, а также его роли в познавательно-практической деятельности профессионального менеджере большое значение имеет его классификация. Суждения делят на простые и сложные.
Простым называется суждение, выражающее связь двух понятий или выражаемое одним понятием, когда второе подразумевается, лишь мыслится. Например: «Сидоров имеет высшее экономическое образование», «Ночь», «Моросит».
Суждение состоящее из нескольких простых суждений, называется сложным.
суждение делится на суждение свойства (атрибутивное), суждение отношения (релятивное) и суждение существования (экзистенциальное).
Суждение свойства (атрибутивное суждение) отражает принадлежность или не принадлежность предмету мысли того или иного свойства, состояния. Например, «Профессиональный менеджер – это человек, имеющий специальное экономическое образование».
Суждение отношения (релятивное суждение) выражает различные связи между предметами мысли по месту, времени, причиной зависимости. Например: «Мое благополучие зависит от меня», «Утром деньги – днем стулья, днем деньги – вечером стулья, …….» (В. Ильф, А. Петров).
|
|
Суждение существования (экзистенциальное суждение) указывает на факт наличия или отсутствия того или иного предмета мысли. Например: «Нет преступления без указания о том в законе».
Любое суждение имеет количественную и качественную определенность. Поэтому в логике применяется объединенная классификация суждений по количеству и качеству. В результате получаем четыре вида суждений:
- Общеутвердительные;
- Общеотрицательные;
- Частноутвердительные;
- Частноотрицательные.
Общеутвердительное суждение – пример: «Все адвокаты - юристы».
Общеотрицательное суждение – пример: «Ни один подложный документ не является доказательством».
Частноутвердительное суждение – например: «Некоторые писатели - фронтовики», «Некоторые студенты - экологи».
Частноотрицательное суждение – например: «Некоторые менеджеры не являются экономистами», «Некоторые страны не являются членами Евросоюза».
Умозаключения.
Познавая окружающую действительность, мы приобретаем новые знания. Некоторые из них – непосредственно, при помощи органов чувств; другие же – опосредованно, на основании логического мышления, путем выделения новых знаний из знаний, уже имеющихся. Логической формой получения выводных знаний является умозаключение.