Мыслительные операции
Для выявления объективных отношений и взаимосвязей между предметами и явлениями, в ходе формирования понятий, суждений, умозаключений и решения мыслительных задач, человек прибегает к мыслительным операциям – сравнивает, анализирует, обобщает, классифицирует.
Суть основных мыслительных операций.
Анализ – мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составные элементы.
Синтез – воссоединение элементов в целостную структуру.
Сравнение – неразрывное единство анализа и синтеза, связанное с нахождением общего и различного в предметах и ведущая к обобщению.
Обобщение – выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходств.
Абстрагирование – выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности, как самостоятельные, не существуют.
Конкретизация – отвлечение от общих признаков и подчеркивание частного, единичного.
Систематизация или классификация – мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам.
Все эти операции мышления являются различными сторонами основной операции мышления – опосредования (раскрытие все более существенных связей и отношений).
Все операции мыслительного процесса вызваны потребностями, мотивами, интересами личности, её целями и задачами, так как мыслит не мозг сам по себе, а человек, личность в целом.
Опыт №2 (стр. 158 Крылов)
Оценка понятийного мышления с помощью методики
«Сравнение понятий»
Вводное замечание.
Сравнивая понятия между собой испытуемый проводит обследование общего поля семантических признаков (смысловая сторона языка) и отбирает наиболее устойчивые характерные признаки: отдифференцирует «однополевые» (сопоставимые) пары от «разнополевых» (несопоставимых).
Цель: изучить особенности операции сравнения на уровне понятийного мышления.
Оборудование: пары понятий.
Ход работы
1. Работа группой.
2. Э. дает 22 пары понятий и просит указать общие существенные признаки для сравниваемых пар понятий. (Э. не требует обязательно найти для всех пар общие признаки.)
3. Э. регистрирует время выполнения эксперимента для определения индивидуальных и групповых временных особенностей.
Выполнение работы
| № | баллы | Пары понятий | Общие признаки |
| 1 балл | Утро – вечер | часть (время) суток + | |
| Корова – лошадь | |||
| Лётчик – танкист | |||
| ٧ | --Река – птица | ||
| Дождь – снег | |||
| Маленькая девочка – большая кукла | |||
| Обман – ошибка | |||
| --Волк – луна | |||
| -- Ботинок – карандаш | |||
| Золото – серебро | |||
| Молоко – вода | |||
| Сани – телега | |||
| -- Очки – деньги | |||
| Озеро – река | |||
| Поезд – самолёт | |||
| --Стакан – петух | |||
| --Ось – оса | |||
| Яблоко – вишня | |||
| Лыжи – коньки | |||
| Красный – зеленый | |||
| Ворона – воробей | |||
| -- Ветер – соль | |||
| Σ = | б. |






