Необходимость защиты от недобросовестной конкуренции

НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Введение

Защита от недобросовестной конкуренции рассматривается как врь промышленной собственности на протяжении почти столетия.

Объект промышленной собственности впервые появился в международном праве, когда на Дипломатической конференции по пересмотру Парижской конвенции в Брюсселе в 1900 г. в текст Конвенции была внесена ст. 10-bis. В ней говорится:

1) Страны Союза обязаны обеспечить гражданам стран, участвующих в Союзе, эффективную защиту от недобросовестной конкуренции; 2) Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и мировых делах. В частности, подлежат запрету:

· все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать решение в отношении предприятия, продуктов или промышленной торговой деятельности конкурента; ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента;

· указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

На первый взгляд имеется коренное различие между защитой таких объектов промышленной собственности, как патенты, товарные знаки и т.п., и защитой от недобросовестной конкуренции. Защита объектов первой группы обеспечивается путем подачи заявок в патентное ведомство и выдачи заявителю охранных грамот. Защита от недобросовестной конкуренции обеспечивается не путем получения охранной грамоты, выданной государственным органом, а на основе сопоставительного анализа последствий, вызванных тем или иным действием, связанным с промышленной собственностью, и существующим законодательст­вом, направленным на поощрение честного предпринимательства и за­прещение действий, противоречащих честному бизнесу. Связь между этими объектами промышленной собственности легко просматривает­ся на конкретных примерах нарушения принципов честной конкурен­ции. Например, простановка известных товарных знаков на поддель­ных товарах является типичным примером недобросовестной конку­ренции. В соответствии с законодательством большинства стран мира, в том числе и РФ, подобные действия преследуются по закону.

Необходимость защиты от недобросовестной конкуренции

Переход России к рыночной системе экономических отношений способствует возникновению конкуренции между производственными и коммерческими предприятиями. Конкуренция рассматривается как один из наиболее эффективных механизмов обеспечения гармонии между спросом и предложением. Однако постоянным спутником сво­бодной конкуренции во всех государствах при всех политических ре­жимах всегда была и остается недобросовестная конкуренция.

Каковы возможности контроля за конкуренцией при свободной игре рыночных сил? Теоретически потребитель может играть роль судьи на рынке, отказываясь от покупки товаров, появившихся в ре­зультате недобросовестных действий производителя или продавца. На практике это невозможно. И чем более напряженная ситуация склады­вается на рынке, тем в меньшей степени потребитель может выполнять функцию судьи. Как правило, потребитель просто не в состоянии обна­ружить, что имеет место недобросовестная конкуренция, и действовать соответствующим образом, например, отказываясь от приобретения то­вара. Таким образом, потребитель выступает в данной ситуации на рынке как субъект, требующий защиты так же, как и честный производитель товаров или услуг.

Поскольку система саморегулирования рынка не обеспечивает пол­ную защиту от недобросовестной конкуренции, эта система должна быть усилена определенными государственными институтами путем принятия специального законодательства, базирующегося на антимо­нопольном законе и законе о пресечении недобросовестной конкурен­ции. Оба эти акта содействуют установлению честных правил поведе­ния на рынке, но действуют они с разных направлений. Антимонопольный закон призван гарантировать свободную конкуренцию, закон о пресечении недобросовестной конкуренции предназначен для обеспечения соблюдения честных правил в условиях свободной конкуренции. Таким образом, оба закона дополняют друг друга. Мировая практика показывает, что одного антимонопольного закона недостаточно для установления честной свободной конкуренции на рынке. Для этого необходимо принятие специальных мер и закона о добросовестной конкуренции. Особенностью последнего должна быть большая гибкость, поскольку в его рамках нецелесообразно введение регистрационных процедур. Закон о добросовестной конкуренции должен обеспечивать механизм принятия защитных мер только в случае нарушения прав на патенты или товарные знаки, но при нарушении коммерческих секретов и секретов производства, недобросовестной рекламы и т.п. В соответствии со ст. 10bis (2) Парижской конвенции «актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах». Следует отметить, что термин «честные обычаи» достаточно неопределённый, поскольку в приложении к конкуренции он отражает моральные, национальные и экономические традиции, существующие в конкретном государстве, и поэтому трактовка данного термина может быть различной в разных странах. Кроме того, эти традиции в каждой из стран могут вменяться с течением времени. Более того, всегда есть вероятность появления новых форм недобросовестной конкуренции, так как нет пределов в развитии форм конкуренции как таковой. Таким образом, невозможно дать исчерпывающую формулировку недобросовестной конкуренции, которая охватывала бы все существующие и будущие ее варианты. Вместе с тем ряд вариантов недобросовестной конкуренции однозначно следует из ст. 10bis Парижской конвенции. Наиболее распространенным вариантом недобросовестной конкуренции является случай, когда недобросовестный предприниматель стремится добиться успеха в конкуренции, опираясь не на свои достижения в повышении качества продукта (или услуги) и в понижении его цены, а неправомерно используя результаты труда других или воздействуя на потребителя путём простановки фальшивых обозначений или вводящими в заблуждение заявлениями.

Однако существуют варианты таких действий предпринимателя на ринке, которые на первый взгляд не являются предосудительными и не наносят ущерба потребителю, вызывая в то же время отрицательное влияние на экономику в целом. Примером таких действий является длительная продажа какого-либо товара по демпинговой цене. Резуль­татом такого действия будет разорение мелких и средних предприни­мателей, что повлечет за собой установление на рынке монополии и нарушение принципа свободной конкуренции, что скажется на всём обществе. Вот почему наиболее современные законы о недобросовест­ной конкуренции, например, закон Швейцарии от 1986 г. или закон Испании от 1991 г., обеспечивают решение одновременно трех задач: защиты частного предпринимателя, защиты потребителя и защиты ин­тересов общества в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: