Утилитарная этика - образ мысли и линия поведения, направленные на извлечение выгоды, достижение целей всеми средствами.
Утилитарная этика – это понимание добра как пользы.
Социальный субъект, руководствуясь интересами, стремится из всего извлечь пользу.
Полезным считается то, позволяет получить максимальный материальный эффект.
Успех обозначает достижение материальных результатов, близких к запланированным в качестве целей.
Эффективность обозначает достижение результатов с наименьшими затратами.
Любой объект считается полезным, если:
- отвечает чьим-то интересам;
- обеспечивает достижение поставленных целей;
- позволяет достичь результат, близкий поставленным целям;
- позволяет достичь результат с наименьшими затратами;
Польза отражает ценности и нормы, адекватные обособленным, отчужденным отношениям социальных субъектов.
Прагматик ставит перед собой достижимые цели, использует оптимальные средства, его успех покоится на опыте и расчете.
Развитие идей утилитаризма.
Польза трактуется благо и как моральное добро. Принятие полезности как правила поступков ведет к конфликту интересов социальных субъектов. В раках экономических вещных отношений полезность становится приоритетной ценностью, ключевым принципом деятельности. Логика полезности приводи к атомизации социальных субъектов (распаду любых отношений социальных субъектов). Атомизированное гражданское общество становится обществом, состоящим из безнравственных граждан, что порождает непрерывность и непримиримость конфликтов интересов. Взаимопользование дегуманизирует участников такого гражданского общества.
Деонтическая этика.
Другой подход к проблемам деловой жизни предлагает деонтическая этика, или этика долга. Центральным в этом подходе является понятие права. И с этим понятием приходится сталкиваться каждому бизнесмену. Термин "право" используется для описания нормированного отношения человека к чему-либо. Социальный субъект обладает правом, если правомочен действовать определенным образом или правомочен вступать с кем-либо в некоторые отношения.
Права являются мощным инструментом социальной регуляции, их назначение состоит в том, чтобы обеспечивать для социального субъекта возможность свободного выбора цели или рода деятельности, и в том, чтобы гарантировать этот выбор, защищая его. Наиболее важны среди различного рода прав так называемые моральные права (или права человека). Это права, которыми обладают все люди только потому, что они являются людьми.
Моральные права имеют три особенности.
1. Они тесно связаны с обязанностями. Если я имею моральное право делать что-то (или обладать чем-то, или стремиться к чему-либо), то другие люди имеют моральную обязанность не мешать мне делать это (а иногда - в лице государства - даже содействовать мне).
2. Они обеспечивают возможность индивидуального автономного и равноправного выбора цели. Никто не может заставить меня силой не поклоняться святыне только на том основании, что общество получит от моего отказа некоторую прибыль: каковы бы ни были цели других членов общества, они не могут оправдать вмешательство в планы или деятельность, защищенные моральным правом. Признать, что данное лицо обладает моральным правом - значит признать, что существует область, в которой это лицо не подчиняется моим желаниям и его интересы не подчиняются моим интересам, т.е. существует область, в которой отдельные лица действуют как равные и автономные.
3. Они образуют базу для оправдания образа действий одних лиц и для защиты и помощи другим лицам. Если я имею моральное право, то мои действия морально оправданны. Более того, если я имею моральное право делать что-либо, то это означает, что действия других лиц, направленные на то, чтобы мешать мне, не являются оправданными. Напротив, могут считаться оправданными действия других лиц, направленные на ограничение деятельности лиц, препятствующих в моем стремлении к реализации моего права.
Указанные характеристики, присущие моральным правам, дают возможность использовать последние для суждений, весьма существенно отличающихся от выводимых на базе стандартных норм утилитаризма.
Можно выделить два главных различия между утилитаристским подходом и подходом с позиции моральных прав.
1. Моральные права являются отражением требований морали, предъявляемых к отдельному индивиду, тогда как моральные нормы утилитаризма по своей сути коллективны.
2. Права образуют базу нормативов, используя которые, можно отвергнуть любые попытки апеллировать к таким критериям, как общественная полезность и количественные факторы.
Права - более совершенный инструмент, чем стандартные нормы утилитаризма, но они содержат элементы последнего: например, в войну ограничиваются некоторые моральные права в целях защиты интересов общества.