Производственные и рыночные связи предприятия. Конкуренция и предприятие

В современных условиях развития экономики любой предпри­ниматель, а тем более предприниматель, собирающийся заняться производственной деятельностью, сталкивается с множеством про­блем. Первая из них — найтисебя в хозяйственном пространстве — свою хозяйственную нишу. Предпринимателю предстоит изучить состояние рынка, предложение и спрос на те или иные товары в интересующей его отрасли, регионе. Следует предусмотреть воз­можные препятствия или ограничения. Надо изучить возможность получения льгот — заемных, налоговых и других — и определить общие условия инвестирования средств.

Все эти данные открыты, доступны, содержатся в многочислен­ных публикациях, в статистической информации, законодательных актах. Дополнят информацию осведомленные частные лица. Этой нередко очень ценной информацией не следует пренебрегать.

Определив свою хозяйственную нишу, предприниматель может принимать решение о специализации своего предприятия. Потребу­ется оценить возможности будущих потребителей, узнать все воз­можные сведения о конкурентах, решить вопрос о технике и техно­логии, с помощью которых будет производиться продукция.

Немаловажное значение имеет выбор формы предприятия — ин­дивидуальной или коллективной. Избрав индивидуальную форму, предприниматель действует на свой страх и риск. Его предприятие является частным, оно принадлежит ему на праве собственности или членам его семьи на праве общей долевой собственности, и в случае неудачи собственник несет полную ответственность по обя­зательствам предприятия и расплачивается своими средствами и своим имуществом.

Сделав выбор в пользу коллективной формы, предприниматель делит ответственность с партнерами по предприятию. Такая форма позволяет уменьшить риск, привлечь дополнительные ресурсы.

Выбор формы предприятия — весьма ответственное дело. По­этому не следует ограничиваться только собственными интуицией и предпочтениями. Необходимо учитывать и хозяйственную и право­вую среду, общественный порядок, в которых предстоит действо­вать предприятию.

Следующий шаг — формирование производственной базы. Предпри­нимателю предстоит приобрести или взять в аренду производственные и складские помещения, оборудование, станки, инструмент, приобре­сти сырье и материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, привлечь рабочую силу. По этому поводу предприятие вступает в от­ношения с производителями оборудования, поставщиками сырья и материалов, с посредническими фирмами. Работники нанимаются на бирже труда, через объявления в прессе и другими путями.

Важный этап — привлечение финансовых средств. Собственных средств у предпринимателя или у его партнеров для начала и разви­тия дела, как правило, недостаточно. Дефицит денежных средств можно преодолеть, выпустив акции, т.е. частично передав права на участие в капитале и прибыли предприятия, собственные долговые обязательства, а также получив займы в коммерческих банках.

Предприятие вступает во взаимоотношения с юридическими и фи­зическими лицами, приобретающими его акции или долговые обяза­тельства, а также с коммерческими банками. Кредиты банка подразде­ляются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Специфика переходного периода к рынку, сложившегося ныне в нашей стране, привела к тому, что наибольший интерес у обеих сторон (и у предпри­ятия, и у банка) вызывают краткосрочные ссуды. Они выдаются бан­ками, как правило, на 30, 60 и 90 дней, т.е. до трех месяцев.

Предоставление банками кредитов предприятиям нередко сопро­вождается различными страховыми операциями. Страхованию могут подлежать здания, запасы материальных ценностей и др. В этом слу­чае предприятия вступают в деловые взаимоотношения со страховы­ми компаниями.

Выпуская акции, облигации, другие ценные бумаги или приоб­ретая их, предприятия обращаются к фондовому рынку, т.е. рынку ценных бумаг. Здесь перечень организаций, с которыми предпри­ятия вступают во взаимоотношения, достаточно велик. Это фондо­вые биржи, кредитно-финансовые институты, инвестиционные фонды, индивидуальные инвесторы и др. Таков далеко не полный перечень производственных и рыночных связей предприятия. По мере дальнейшего развития рыночных отношений перечень этот будет расширяться и дополняться.

Важнейшим фактором в рыночной среде является дух соперни­чества. Он в значительной мере определяет формы хозяйственной Деятельности людей.

Наиболее яркое проявление соперничества — конкуренция.

Конкуренция — это экономическое соперничество изготовителей одинаковых товаров на рынке в процессе привлечения как можно большего числа покупателей и получения благодаря этому макси­мальной выгоды.

Конкуренция — важное средство контроля в рыночной системе. Рыночный механизм предложения и спроса доводит пожелания по­требителей до предприятий — изготовителей продукций, а через них — до поставщиков ресурсов. Однако именно конкуренция за­ставляет предприятие-изготовителя и поставщиков ресурсов надле­жащим образом удовлетворять пожелания потребителей. Конкурен­ция вызывает расширение производства и понижение цены продук­та до уровня, соответствующего издержкам производства.

Однако этим не ограничивается положительное воздействие конкуренции на экономику и ее эффективность. Конкуренция за­ставляет предприятия наиболее полно воспринимать научно-технические достижения, применять эффективные технику, техно­логию, современные методы организации производства и труда.

Понятие, противоположное конкуренции, — монополия, в усло­виях которой на рынке имеется только один продавец и множество покупателей. Будучи единственным производителем данного това­ра, монополист устанавливает на этот товар на рынке монопольно высокую цену. В результате общество будет нести повышенные из­держки, так как относительно меньше потребителей будут покупать товар, произведенный и предлагаемый в условиях монополии, а те, кто купит его, заплатят за него больше. В условиях свободной кон­куренции у монополиста меньше предложений.

Будучи единственным производителем данного товара, монопо­лист находится в очень выгодном положении. Он может свободно повышать цену товара, так как не беспокоится о конкурентах, кото­рые, назначая более низкую цену, могли бы захватить рынок. Однако это не означает, что монополист может бесконечно повышать цену, назначить ее сколь угодно высокой. Прежде чем принять решение о цене, монополист изучает рыночный спрос, анализирует издержки своего производства, издержки сбыта продукции. Чем выше цена, тем ниже рыночный спрос, и наоборот. Монополист устанавливает цену товара и определяет объем его производства и продажи.

В классической экономической литературе (в частности, в трудах А. Смита) существует термин «невидимая рука». Суть его в том, что предприятия-изготовители и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остроконку­рентной рыночной системы, одновременно направляемые «невидимой рукой», способствуют обеспечению государственных и общественных интересов. При существующей конкурентной конъюнктуре предприятия используют наиболее экономичную комбинацию ресурсов для производства данного объема продукции, поскольку это отвечает их частной выгоде. Вместе с тем такое использование ресурсов отвечает и интересам общества. В итоге концепция «невидимой руки» приводит к тому, что, если предприятия максимизируют свою прибыль, общест­венный продукт также максимизируется.

Известный экономист Г.Л. Азоев приводит 10 основных видов конкурентных преимуществ предприятий:

1) основанные на экономических факторах — лучшее общеэкономическое состояние рынков, на которых действует предприятие;
стимулирующая политика правительства в области объемов инвестиций, кредитных, налоговых и таможенных ставок в данной товарной
сфере; эффект масштаба производства; эффект специализации и др.;

2) основанные на нормативно-правовых актах, существующие в
силу законов, постановлений и особых привилегий;

3) структурного характера, определяемые главным образом высоким
уровнем интеграции процесса производства и реализации продукции на
предприятии, возможностью быстрой экспансии в незанятые сегменты
рынка, оттесняющей реальных и потенциальных конкурентов;

4) вызванные административными методами, связанными с наличием ограничений деятельности производителей и поставщиков,
которые не всем удается преодолеть;

5) определяемые уровнем развития инфраструктуры рынка, к
которым приводит разница в степени развития необходимых
средств коммуникации (транспорта и связи); организованности и
открытости рынков труда, капитала, инвестиционных товаров и
технологий в регионах России; развития дистрибьюторской сети,
служб по оказанию консалтинговых, информационных, лизинговых
и иного рода деловых услуг; развития межфирменной кооперации;

6) технические (технологические) преимущества, определяемые вы­соким уровнем развития прикладной науки и техники в отрасли, техни­ческими характеристиками машин и оборудования, технологическими
особенностями сырья и материалов, используемых в производстве продукции, а также техническими характеристиками самой продукции;

7) определяемые хорошей информированностью, базирующиеся
на наличии обширного банка данных о продавцах, покупателях,
Рекламной деятельности, информации об инфраструктуре рынка;

8) основанные на географических факторах и связанные с возможностью экономического преодоления географических границ рынков, а
также выгодным географическим расположением предприятия;

9) основанные на демографических факторах, формирующихся в результате демографических изменений в целом сегмента рынка, и их положительном влиянии на объем и структуру спроса на пред­лагаемую продукцию или услугу;

10) преимущества неправового характера, достигаемые в резуль­тате недобросовестной конкуренции, недобросовестного выполне­ния представителями федеральных и местных органов власти своих обязанностей, бюрократизма, взяточничества, коррупции; крими­нальных действий, рэкета, контрабандного ввоза и вывоза товаров, контроля рынков криминальными структурами.

Г.Л. Азоев замечает: «Конкурентные преимущества могут иметь разный уровень иерархии и относиться к товару (или услуге ), предприятию, отрасли, экономике в целом, основываться на исковых и неценовых факторах, быть долгосрочными, среднесроч­ными и краткосрочными, устойчивыми и нестабильными, уникаль­ными и имитируемыми и т.д.».

Насколько конкурентоспособны малые предприятия? Могут ли они противостоять крупным? По мнению ряда зарубежных эконо­мистов, основанному на практическом опыте, малым предприятиям присущи многие положительные качества, которыми обделены крупные компании.

Какие же недостатки характерны для крупных фирм? Прежде всего они не в состоянии уследить за всеми своими товарами и все­ми рынками и смотрят на любые перемены как на риск. Крупные предприятия трудно ладят с инициаторами новых идей, которые не­редко бывают одержимы своей идеей. Такой фирме очень трудно принять решение о вложении денег в проект, который, возможно, начнет давать прибыль лет через семь—десять. Крупные компании тратят слишком много и слишком быстро. Процесс ожидания скорой отдачи средств начисто лишает их необходимой потенции. Наконец, на крупных фирмах не принято вознаграждать за риск. Здесь управ­ляющие компаниями одобряют и утверждают планы, а не товары.

В противоположность крупным компаниям малые фирмы дей­ствуют по принципу «ориентация на нужды». Им жизненно необхо­димо предлагать рынку что-то новое, реально действенное. Здесь инициатором всего нового, как правило, становится один человек, обладающий знаниями и энергией. Подавляющее большинство но­вых товаров рождается на мелких фирмах.

На малых фирмах умеют мыслить перспективно. Здесь относи­тельно невысоки издержки производства на начальном этапе инно­вационного процесса, поскольку, как правило, длительность этого этапа может повлиять на освоение и выпуск новой продукции.

Общеизвестна гибкость малых фирм. При неудаче в одной сфе­ре деятельности они умеют быстро переключаться на другую, более эффективную. Кроме того, малые фирмы, как правило, работают над несколькими идеями сразу, т.е. осуществляют множественный конкурентный подход.

Надо отметить также, что мелкие фирмы терпимы к «хаосу», что совсем (или почти) невозможно для традиционной крупной компании. Инновации — это в основном процесс неорганизованный, проходящий, как правило, рывками, то вверх, то в стороны. Если крупные корпорации разрабатывают специальные меры для предот­вращения такого положения, то мелкие фирмы принимают его со­вершенно естественно.

Наконец, малые фирмы умеют работать с вкладчиками капитала, в рискованные предприятия. Здесь вкладчик знает, что один успех может сразу окупить много неудач. В крупной фирме одна неудача может подорвать все ее благополучие.

Преимущества малых фирм подтверждают, что они могут ус­пешно вести конкурентную борьбу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: