Тема 5. Рыночный механизм и его элементы

5.1. ПОНЯТИЯ, УСЛОВИЯ И ФУНКЦИИ РЫНКА

А. Смит отмечал, что возникновение рынка есть следствия естественной редкости экономических ресурсов, ограниченности производственных возможностей человека по сравнению с его потребностями. Для удовлетворения своих потребностей люди должны вступать в отношения обмена результатами своей деятельности.

Для формирования рынка необходимо экономическое обособление производителей и регулярность обмена. Важным звеном в процессе становления рыночных отношений явился обмен результатами труда. Рынок начинает формироваться одновременно со становлением товарного производства. Как совокупность отношение обмена рынок представляет собой единство товарного и денежного обращения.

Простейший рынок представлял собой не что иное, как место осуществления торговых операций. В современном понимании рынок представляет собой не как конкретное место введения торговли, а как совокупность всех сделок купли – продажи. Рынок показывает производителям, что и в каком количестве следует производить. Через рынок потребители воздействуют на производителя. В этом смысле рынок есть саморегулирующаяся система воспроизводства.

Экономические субъекты рынка:

- домашнее хозяйство;

- фирма;

- государство,

- финансовый институт.

Рынок как таковой может более детально рассматриваться в нескольких видах и типах:

· По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

o Рынок товаров и услуг (потребительский рынок);

o Рынок ценных бумаг;

o Рынок труда (рынок рабочей силы);

o Рынок и валюты;

o Рынок информации;

o Рынок научно-технических разработок (патентов, лицензий ноу-хау) и др.

· По товарным группам:

o Рынки товаров производственного назначения;

o Рынки потребительских товаров (например, продовольствия);

o Рынки сырья и материалов и т.д.

· По географическому положению:

o Местные (локальные) рынки;

o Региональные рынки;

o Национальный рынок;

o Мировой рынок.

· По субъектам или их группам:

o Рынок покупателей;

o Рынок продавцов;

o Рынок государственных учреждений;

o Рынок промежуточных продавцов – посредников и др.

· По степени ограничения конкуренции:

o Монопольный рынок;

o Олигопольный рынок;

o Рынок монополистической конкуренции;

o Рынок совершенной конкуренции.

· По уровню насыщения:

o Равновесный рынок;

o Дефицитный рынок;

o Избыточный рынок.

· По степени зрелости:

o Неразвитый рынок;

o Развитый рынок;

o Формирующийся рынок.

· По соответствию законодательству:

o Легальный (официальный) рынок;

o Нелегальный, или теневой, рынок ("черный" и "серый").

· По характеру продаж:

o Оптовый рынок;

o Розничный рынок.

· По характеру ассортимента товаров:

o Замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;

o Насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей;

o Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;

o Смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.

· По отраслевому признаку:

o Рынок автомобилей;

o Рынок нефти;

o Рынок компьютерной техники и т.д.

В рыночной структуре особо выделяют также следующие виды рынков:

· Рынки товаров и услуг, куда включают рынки потребительского назначения, услуг, жилья и зданий непроизводственного назначения.

· Рынки факторов производства, в состав которых входят рынки недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых.

· Финансовые рынки, т.е. рынки капиталов (инвестиционные рынки), кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки.

· Рынки интеллектуального продукта, где в качестве объектов купли-продажи выступают инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.

· Рынки рабочей силы, представляющие собой экономическая форма движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы).

Основные признаки свободного рынка:

1. определяющая роль частной собственности;

2. свода предпринимательского и потребительского выбора;

3. неограниченное количество участников;

4. свободная конкуренция среди покупателей и продавцов;

5. свободный доступ к информации;

6. отсутствие значительного воздействия государства на ход хозяйственных дел.

Сущность рынка наиболее полно проявляется в выполняемых им функциях. Основные функции рынка:

Ø Ценообразующая. Рынок устанавливает цену на рынке в соответствии с затратами общественно необходимого труда и законом спроса и предложения.

Ø Информационная. Рынок дает сведения о количестве и качестве, ассортименте товаров и услуг.

Ø Посредническая. Рынок позволяет товаропроизводителям обмениваться результатами своей деятельности, а потребителям дает возможность выбора.

Ø Регулирующая. Рынок дает ответы на вопросы ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.

Ø Стимулирующая. Рынок заставляет производителей снижать затраты, а это дает возможность развиваться НТП.

Ø Санирующая. Присуще социальное расслоение и беспощадность к слабым. Очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных сил и, наоборот, активно поощряя развитие эффективных производств.


5.2. СТРУКТУРА И ИНФРАСТУКТУРА РЫНКА

Структуру рынка по экономическому назначению рыночных объектов можно представить в виде схемы (рис.):

Рынок формирует свою инфраструктуру. Различают:

Ø Узкую инфраструктуру рынка – трактуется как система организаций, учреждений и служб, обслуживающих функционирование структурных подразделений рынка.

Ø Широкую инфраструктуру рынка – рассматривают как совокупность материально - технических и организационно-технических условий, обеспечивающих нормальное функционирование сферы товарного обращения и актов купли – продажи.

Рыночная инфраструктура – это совокупность институтов рынка, которые обслуживают и обеспечивают движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Рыночную инфраструктуру можно представить в виде схемы (рис.2):


5.3. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ: ВИДЫ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ

Необходимым элементом рынка является конкуренция.

Конкуренция – экономическое соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами-производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.

Она способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. А. Смит назвал ее «невидимой рукой». Бывают следующие виды конкуренции:

Ø внутриотраслевая. Она ведется между фирмами одной и той же отрасли за выгодные условия производства и сбыта продукции, за получение максимально высокой прибыли. Она стимулирует снижение всех затрат, поощряет рост производительности труда технический прогресс и повышение качества продукции;

Ø межотраслевая. Конкуренция ведется между товарами производителями различных отраслей за выгодное приложение капитала, за выгодное перераспределение прибыли. Такая конкуренция стимулирует развитие наиболее перспективных, прибыльных отраслей;

Ø совершенная конкуренция. Она ведется на рынке, где взаимодействует большое количество производителей с однородной, стандартной продукцией;

Ø несовершенная конкуренция. Число производителей сокращается, они имеют возможность влиять на цену, продукция становится дифференцированной;

Ø монополистическая конкуренция. Она является смесью двух видов конкуренции - совершенной и несовершенной. Она приходит на смену свободной конкуренции. Фирмы конкурируют между собой на основе внешнего вида, качества и других особенностей товара;

Ø монопсония - конкуренция между производителями, а покупатель выступает в единственном числе;

Ø олигополия - конкуренция между несколькими фирмами, продукция которых может быть разнородной (автомобили) или однородной (алюминий, сталь);

Ø ценовая конкуренция осуществляется путем снижения рыночных цен, как следствие удешевления стоимости производимой продукции;

Ø неценовая конкуренция ведется на основе улучшения качества продукции, выпуска новых товаров, совершенствования обслуживания и сбыта продукции, расширения ассортимента продукции.

Противоположностью конкуренции является монополия. Термин «монополия» греческого происхождения - «единственный продавец» («моно» - один).

Монополия - это союз, соглашение объединение предприятий в более крупное и господствующее данной отрасли. К таковым относятся Газпром, Единая энергосистема, тресты, концерны.

Различают искусственные и естественные монополии.

К искусственным относятся картели, синдикаты, концерны и т.д. Создание их продиктовано интересами отдельных лиц, групп лиц или государств.

К естественным монополиям относятся фирмы-объединения, продукция которых не подлежит замене или без которой невозможно существовать. К таковым относятся производство лекарственных препаратов, почтовая и телеграфная связь, железная дорога, коммунальные услуги (тепло-, водо-, энерго-, газоснабжение, транспортировка нефти, газа, угля, речные порты, аэропорты). Из этого следует, что избежать образования монополий в ряде отраслей невозможно. Например, нельзя иметь в квартире два газопровода от двух конкурирующих компаний, также получать тепло и воду от двух станций и т. д.

Не следует сравнивать (отождествлять) монополию и монопольную власть. Последняя означает возможность фирмы влиять на цены и увеличивать прибыль за счет ограничения производства и сбыта продукции. Когда говорят о степени монополизации рынка, обычно имеют в виду силу монопольной власти отдельных фирм на рынке.

В современной экономической теории и практике используют два показателя монопольной власти: индекс Лернера и индекс Херфиндаля-Хиршмана.

Индекс Лернера был предложен в 1934 г. исвязан с высокой прибылью в качестве признака монополии:

где JL - индекс Лернера;

Рт - монопольная цена;

МС - предельные издержки;

Е - эластичность спроса на продукцию.

Если JL положителен, значит, фирма обладает монопольной властью. Чем выше индекс Лернера, тем выше монопольная власть. Недостаток индекса Лернера в том, что высокая прибыль не всегда служит признаком монополии.

Индекс Херфиндаля - Хиришана основан на данных об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше возможность возникновения монополий.

В условиях монополий существует несколько видов конкуренции:

монопсония - единственный покупатель данной продукции; ограничивая свои он обеспечивает себе монопольную (высокую) прибыль;

олигопсония - несколько покупателей данной продукции; ограничивая закупки товаров, они обеспечивают себе монопольную прибыль;

олигополия - несколько крупных монополий производителей, ведущих между собой неценовую конкуренцию;

дуополия - два поставщика данной продукции, между которыми полностью отсутствуют соглашения о ценах, рынках сбыта, квотах производства;

билатеральная монополия (двухсторонняя монополия) - противоборство единого поставщика и единого потребителя, возникающее при использовании электроэнергии, водоснабжения и газоснабжения.

В условиях монополистической конкуренции существуют следующие ее формы:

1. Научно-техническое соперничество - борьба за повышение конкурентоспособности фирм ведется путем: разработки новых продуктов; внедрения современных технологических процессов; накопления и использования научно-технической информации; приобретения и использования патентов.

А) конкретная модель. Фирмы используют наиболее эффективную технику и технологию;

Б) монополистическая модель. Чистый монополист имеет большие финансовые возможности получать высокие прибыли за счет внедрения достижений науки и техники.

2. Промышленно-производственное соперничество проявляется в виде наращивания производственных мощностей, освоения новых видов продукции и снижения издержек производства. При этом используется два подхода:

А) «Эффект масштаба» состоит в том, что фирма по отношению к рынку должна быть большой, т. е. монополистической, которая способна эффективно производить продукцию при низких издержках производства на единицу выпускаемой продукции.

Б) «Х-неэффективностъ» - вводится для оценки потенциальных возможностей снижения издержек до минимального уровня по сравнению со средними издержками.

3. Торговое соперничество основано на использовании цен. Различают неценовую и ценовую конкуренции.

А) Ценовая конкуренция осуществляется путем искусственного сбивания цен на данную продукцию.

Б) Неценовая конкуренция происходит посредством совершенствования качества продукции, условий ее продажи, обслуживания, сбыта.

Многие страны в целях сохранения конкуренции и оптимального функционирования монополий приняли антимонопольные законы.

Антимонопольное законодательство - это система законов, ограничивающая монополизацию рынка одной или несколькими монополиями (фирмами).

В России монополизация проявилась в монополии государства, центральных экономических учреждений, министерств, предприятий. В результате возникли тотальное огосударствление экономики, дефицит товаров, теневая экономика, коррупция. Поэтому принятые антимонопольные законы в России направлены на проведение радикальных преобразований в экономике: разгосударствление и приватизацию, децентрализацию управления, конкуренцию, создание союзов потребителей и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: