5.1. ПОНЯТИЯ, УСЛОВИЯ И ФУНКЦИИ РЫНКА
А. Смит отмечал, что возникновение рынка есть следствия естественной редкости экономических ресурсов, ограниченности производственных возможностей человека по сравнению с его потребностями. Для удовлетворения своих потребностей люди должны вступать в отношения обмена результатами своей деятельности.
Для формирования рынка необходимо экономическое обособление производителей и регулярность обмена. Важным звеном в процессе становления рыночных отношений явился обмен результатами труда. Рынок начинает формироваться одновременно со становлением товарного производства. Как совокупность отношение обмена рынок представляет собой единство товарного и денежного обращения.
Простейший рынок представлял собой не что иное, как место осуществления торговых операций. В современном понимании рынок представляет собой не как конкретное место введения торговли, а как совокупность всех сделок купли – продажи. Рынок показывает производителям, что и в каком количестве следует производить. Через рынок потребители воздействуют на производителя. В этом смысле рынок есть саморегулирующаяся система воспроизводства.
|
|
Экономические субъекты рынка:
- домашнее хозяйство;
- фирма;
- государство,
- финансовый институт.
Рынок как таковой может более детально рассматриваться в нескольких видах и типах:
· По экономическому назначению объектов рыночных отношений:
o Рынок товаров и услуг (потребительский рынок);
o Рынок ценных бумаг;
o Рынок труда (рынок рабочей силы);
o Рынок и валюты;
o Рынок информации;
o Рынок научно-технических разработок (патентов, лицензий ноу-хау) и др.
· По товарным группам:
o Рынки товаров производственного назначения;
o Рынки потребительских товаров (например, продовольствия);
o Рынки сырья и материалов и т.д.
· По географическому положению:
o Местные (локальные) рынки;
o Региональные рынки;
o Национальный рынок;
o Мировой рынок.
· По субъектам или их группам:
o Рынок покупателей;
o Рынок продавцов;
o Рынок государственных учреждений;
o Рынок промежуточных продавцов – посредников и др.
· По степени ограничения конкуренции:
o Монопольный рынок;
o Олигопольный рынок;
o Рынок монополистической конкуренции;
o Рынок совершенной конкуренции.
· По уровню насыщения:
o Равновесный рынок;
o Дефицитный рынок;
o Избыточный рынок.
· По степени зрелости:
o Неразвитый рынок;
o Развитый рынок;
o Формирующийся рынок.
· По соответствию законодательству:
o Легальный (официальный) рынок;
o Нелегальный, или теневой, рынок ("черный" и "серый").
· По характеру продаж:
|
|
o Оптовый рынок;
o Розничный рынок.
· По характеру ассортимента товаров:
o Замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;
o Насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей;
o Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;
o Смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.
· По отраслевому признаку:
o Рынок автомобилей;
o Рынок нефти;
o Рынок компьютерной техники и т.д.
В рыночной структуре особо выделяют также следующие виды рынков:
· Рынки товаров и услуг, куда включают рынки потребительского назначения, услуг, жилья и зданий непроизводственного назначения.
· Рынки факторов производства, в состав которых входят рынки недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых.
· Финансовые рынки, т.е. рынки капиталов (инвестиционные рынки), кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки.
· Рынки интеллектуального продукта, где в качестве объектов купли-продажи выступают инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.
· Рынки рабочей силы, представляющие собой экономическая форма движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы).
Основные признаки свободного рынка:
1. определяющая роль частной собственности;
2. свода предпринимательского и потребительского выбора;
3. неограниченное количество участников;
4. свободная конкуренция среди покупателей и продавцов;
5. свободный доступ к информации;
6. отсутствие значительного воздействия государства на ход хозяйственных дел.
Сущность рынка наиболее полно проявляется в выполняемых им функциях. Основные функции рынка:
Ø Ценообразующая. Рынок устанавливает цену на рынке в соответствии с затратами общественно необходимого труда и законом спроса и предложения.
Ø Информационная. Рынок дает сведения о количестве и качестве, ассортименте товаров и услуг.
Ø Посредническая. Рынок позволяет товаропроизводителям обмениваться результатами своей деятельности, а потребителям дает возможность выбора.
Ø Регулирующая. Рынок дает ответы на вопросы ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.
Ø Стимулирующая. Рынок заставляет производителей снижать затраты, а это дает возможность развиваться НТП.
Ø Санирующая. Присуще социальное расслоение и беспощадность к слабым. Очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных сил и, наоборот, активно поощряя развитие эффективных производств.
5.2. СТРУКТУРА И ИНФРАСТУКТУРА РЫНКА
Структуру рынка по экономическому назначению рыночных объектов можно представить в виде схемы (рис.):
Рынок формирует свою инфраструктуру. Различают:
Ø Узкую инфраструктуру рынка – трактуется как система организаций, учреждений и служб, обслуживающих функционирование структурных подразделений рынка.
Ø Широкую инфраструктуру рынка – рассматривают как совокупность материально - технических и организационно-технических условий, обеспечивающих нормальное функционирование сферы товарного обращения и актов купли – продажи.
Рыночная инфраструктура – это совокупность институтов рынка, которые обслуживают и обеспечивают движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Рыночную инфраструктуру можно представить в виде схемы (рис.2):
5.3. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ: ВИДЫ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ
Необходимым элементом рынка является конкуренция.
Конкуренция – экономическое соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами-производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.
|
|
Она способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. А. Смит назвал ее «невидимой рукой». Бывают следующие виды конкуренции:
Ø внутриотраслевая. Она ведется между фирмами одной и той же отрасли за выгодные условия производства и сбыта продукции, за получение максимально высокой прибыли. Она стимулирует снижение всех затрат, поощряет рост производительности труда технический прогресс и повышение качества продукции;
Ø межотраслевая. Конкуренция ведется между товарами производителями различных отраслей за выгодное приложение капитала, за выгодное перераспределение прибыли. Такая конкуренция стимулирует развитие наиболее перспективных, прибыльных отраслей;
Ø совершенная конкуренция. Она ведется на рынке, где взаимодействует большое количество производителей с однородной, стандартной продукцией;
Ø несовершенная конкуренция. Число производителей сокращается, они имеют возможность влиять на цену, продукция становится дифференцированной;
Ø монополистическая конкуренция. Она является смесью двух видов конкуренции - совершенной и несовершенной. Она приходит на смену свободной конкуренции. Фирмы конкурируют между собой на основе внешнего вида, качества и других особенностей товара;
Ø монопсония - конкуренция между производителями, а покупатель выступает в единственном числе;
Ø олигополия - конкуренция между несколькими фирмами, продукция которых может быть разнородной (автомобили) или однородной (алюминий, сталь);
Ø ценовая конкуренция осуществляется путем снижения рыночных цен, как следствие удешевления стоимости производимой продукции;
Ø неценовая конкуренция ведется на основе улучшения качества продукции, выпуска новых товаров, совершенствования обслуживания и сбыта продукции, расширения ассортимента продукции.
|
|
Противоположностью конкуренции является монополия. Термин «монополия» греческого происхождения - «единственный продавец» («моно» - один).
Монополия - это союз, соглашение объединение предприятий в более крупное и господствующее данной отрасли. К таковым относятся Газпром, Единая энергосистема, тресты, концерны.
Различают искусственные и естественные монополии.
К искусственным относятся картели, синдикаты, концерны и т.д. Создание их продиктовано интересами отдельных лиц, групп лиц или государств.
К естественным монополиям относятся фирмы-объединения, продукция которых не подлежит замене или без которой невозможно существовать. К таковым относятся производство лекарственных препаратов, почтовая и телеграфная связь, железная дорога, коммунальные услуги (тепло-, водо-, энерго-, газоснабжение, транспортировка нефти, газа, угля, речные порты, аэропорты). Из этого следует, что избежать образования монополий в ряде отраслей невозможно. Например, нельзя иметь в квартире два газопровода от двух конкурирующих компаний, также получать тепло и воду от двух станций и т. д.
Не следует сравнивать (отождествлять) монополию и монопольную власть. Последняя означает возможность фирмы влиять на цены и увеличивать прибыль за счет ограничения производства и сбыта продукции. Когда говорят о степени монополизации рынка, обычно имеют в виду силу монопольной власти отдельных фирм на рынке.
В современной экономической теории и практике используют два показателя монопольной власти: индекс Лернера и индекс Херфиндаля-Хиршмана.
Индекс Лернера был предложен в 1934 г. исвязан с высокой прибылью в качестве признака монополии:
где JL - индекс Лернера;
Рт - монопольная цена;
МС - предельные издержки;
Е - эластичность спроса на продукцию.
Если JL положителен, значит, фирма обладает монопольной властью. Чем выше индекс Лернера, тем выше монопольная власть. Недостаток индекса Лернера в том, что высокая прибыль не всегда служит признаком монополии.
Индекс Херфиндаля - Хиришана основан на данных об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше возможность возникновения монополий.
В условиях монополий существует несколько видов конкуренции:
монопсония - единственный покупатель данной продукции; ограничивая свои он обеспечивает себе монопольную (высокую) прибыль;
олигопсония - несколько покупателей данной продукции; ограничивая закупки товаров, они обеспечивают себе монопольную прибыль;
олигополия - несколько крупных монополий производителей, ведущих между собой неценовую конкуренцию;
дуополия - два поставщика данной продукции, между которыми полностью отсутствуют соглашения о ценах, рынках сбыта, квотах производства;
билатеральная монополия (двухсторонняя монополия) - противоборство единого поставщика и единого потребителя, возникающее при использовании электроэнергии, водоснабжения и газоснабжения.
В условиях монополистической конкуренции существуют следующие ее формы:
1. Научно-техническое соперничество - борьба за повышение конкурентоспособности фирм ведется путем: разработки новых продуктов; внедрения современных технологических процессов; накопления и использования научно-технической информации; приобретения и использования патентов.
А) конкретная модель. Фирмы используют наиболее эффективную технику и технологию;
Б) монополистическая модель. Чистый монополист имеет большие финансовые возможности получать высокие прибыли за счет внедрения достижений науки и техники.
2. Промышленно-производственное соперничество проявляется в виде наращивания производственных мощностей, освоения новых видов продукции и снижения издержек производства. При этом используется два подхода:
А) «Эффект масштаба» состоит в том, что фирма по отношению к рынку должна быть большой, т. е. монополистической, которая способна эффективно производить продукцию при низких издержках производства на единицу выпускаемой продукции.
Б) «Х-неэффективностъ» - вводится для оценки потенциальных возможностей снижения издержек до минимального уровня по сравнению со средними издержками.
3. Торговое соперничество основано на использовании цен. Различают неценовую и ценовую конкуренции.
А) Ценовая конкуренция осуществляется путем искусственного сбивания цен на данную продукцию.
Б) Неценовая конкуренция происходит посредством совершенствования качества продукции, условий ее продажи, обслуживания, сбыта.
Многие страны в целях сохранения конкуренции и оптимального функционирования монополий приняли антимонопольные законы.
Антимонопольное законодательство - это система законов, ограничивающая монополизацию рынка одной или несколькими монополиями (фирмами).
В России монополизация проявилась в монополии государства, центральных экономических учреждений, министерств, предприятий. В результате возникли тотальное огосударствление экономики, дефицит товаров, теневая экономика, коррупция. Поэтому принятые антимонопольные законы в России направлены на проведение радикальных преобразований в экономике: разгосударствление и приватизацию, децентрализацию управления, конкуренцию, создание союзов потребителей и т. д.