Экономика предприятия

Казанцева Мария Эдуардовна

Предприятие в условиях рыночной экономики.

Термин «предприятие» подразумевает юридическое лицо, объект гражданского права, участник предпринимательской деятельности. Статья 132 ГК РФ определяет предприятие в качестве объекта гражданского права как имущественный комплекс. Понятие «предприятие» как термин относится только к государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Предприятие, как коммерческая организация, так и некоммерческая организация подлежит государственной регистрации. У каждого предприятия есть свой регистрационный номер.

Термин «фирма» под которым понимается экономический субъект, занимающийся разными видами деятельности и обладающий хозяйственной самостоятельностью. (Фирма может владеть и управлять несколькими организациями и предприятиями). При использовании термина «фирма» чаще всего произносится название предприятия, под которым это предприятие или их объединение выступает в хозяйственной деятельности.

Термин «организация» скорее относится к социальной категории. Чаще всего под «организацией» подразумевают группу людей, деятельность которых координируется для достижения конкретной цели. Но в гражданском кодексе РФ понимается иное: организация обязательно является юридическим лицом. Организации по ГК РФ подразделяются на 2 группы:

1. Коммерческие

2. Некоммерческие

Организационно-правовые формы предприятий.

Предпринимательство – инициативная самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная (как правило) на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, работ, услуг лицами, зарегистрированными в качестве субъектов, занимающихся предпринимательской деятельностью. Юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, могут существовать в различных организационно-правовых формах.


Рис. «Виды органиационно-правовых форм предпринимательства в РФ»:

ДЗ -к семинару изучить ГК РФ – прочитать статьи 23 – 25 и статьи 48 - 123.

Табл. Сравнение характеристик ОАО и ЗАО.

Гришем – партнеры

характеристики ОАО ЗАО
1. Учредители ü Число Учредителей (акционеров) Открытого акционерного общества (ОАО) не ограничено. ü акционерные общества, учредителями которых выступают Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, могут быть только открытого типа Число Учредителей (акционеров) Закрытого акционерного общества (ЗАО) не должно превышать пятидесяти.
  1. Имущество
Минимальный размер уставного капитала для ОАО - 1000 МРОТ (ст. 26 Закона об АО) Минимальный размер уставного капитала для ЗАО - 100 МРОТ (ст. 26 Закона об АО)
  1. Прибыли и убытки
   
  1. Управление предприятием
Публичное ведение дел  
  1. Ликвидация
Статья 21. Ликвидация общества 1. Общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований настоящего Федерального закона и устава общества. Общество может быть ликвидировано по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации. Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. 2. В случае добровольной ликвидации общества совет директоров (наблюдательный совет) ликвидируемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. Общее собрание акционеров добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. 3. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде. 4. В случае, когда акционером ликвидируемого общества является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом, или фонда имущества, или соответствующего органа местного самоуправления.
Характеристика ОАО ЗАО
1. Учредители · Могут быть юридические и граждане РФ, иностранные физические и юридические лица.
· Число учредителей не ограничено. · Ограничено до пятидесяти
· Учредителями не могут быть государственные органы, военнослужащие и т.д.
2. Имущество · Субъектом права собственности на денежные средства и иное имущество, внесенное учредителями и акционерами, является само АО как юридическое лицо
· Действует ограничение по минимальному размеру уставного капитала:
· Минимальный размер уставного капитала для ОАО - 1000 МРОТ (минимальный размер оплаты труда) (ст. 26 Закона об АО) (старый МРОТ т.е. 100 тыс. рублей) · Минимальный размер уставного капитала для ЗАО - 100 МРОТ (ст. 26 Закона об АО) (10 тыс. рублей)
3. Прибыль и убытки · Общие собрания акционеров. Владельцы акций и учредители не несут обязательств по долгам АО.
Из прибыли не менее 5 % идет на формирование резервного фонда. До установленного уставом размера.  
   
4. Управление Собрание акционеров – высшее руководство. Привилегированных акций не более 25%. Для общего руководства собрание акционеров формирует исполнительные и контрольные органы. Исполнительным органом может быть правление, дирекция или исполнительный директор. Текущая деятельность исполнительного органа обычно находится под контролем наблюдательного совета, ревизионной комиссии.
5. Ликвидация и реорганизация предприятия Ликвидация подчиняется законам ГК РФ, общим для всех юридических лиц. У АО может быть ликвидировано добровольно по решению совета учредителей. Или принудительно по решению суда.
   
       

Организационно-правовые формы

Преобладание такой формы как хозяйственное общество (ООО, ОАО, ЗАО)связанно с тем, что при коммерческой деятельности участники /акционеры не отвечают по обязательствам и несут риск убытков в пределах своих вкладов/акций. В качестве коммерческих организации в РФ могут действовать государственные и муниципальные унитарные предприятия (УП). В этом статусе выступают предприятия с государственной и муниципальной собственностью, учредителем их является государство или муниципальное образование (право собственности на имущество не утрачивается после учреждения УП). При юридическом статусе УП предусмотрено наличие уставного фонда (а не уставного капитала как у хозяйственных обществ). УП признаются коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество (оно им только управляет). Имущество УП не делимо и не может быть распределено по вкладам, долям, паям. Управляющим является назначаемый собственником руководитель

Понятие и основные признаки юридического лица.

Юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности и хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком (статья 48 ГК РФ).

Обязательные признаки юридического лица:

1. Организационное единство (юридическое лицо имеет структуру органов управления – законодательную и исполнительную)

2. Имущественная обособленность

3. Самостоятельная имущественная ответственность (то есть юридическое лицо несет ответственность за выполнение своих гражданско-правовых обязанностей и только к нему кредиторы могут предъявлять требования)

4. Выступление в гражданском обороте от собственного имени.


Правовые основы функционирования предприятия.

Правовой статус и условия деятельности АО регулируются законом «об акционерных обществах»; ООО – в законе «об обществах с ограниченной ответственностью»; УП – в законе «о государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Деятельность предприятия упорядочивают многочисленные юридические акты. Основным из которых является ГК РФ, а также устав предприятия, учредительный договор (если есть учредители), коллективный договор, регулирующий отношения трудового коллектива и администрации.

ГК РФ определяет создание, регистрацию и реорганизацию предприятий. Предприятие может создаваться собственником или по решению трудового коллектива; в результате принудительного разделения другого предприятия; в результате выделения из состава действующего предприятия нескольких структурных подразделений, которые становятся самостоятельными; другие случаи.

Предприятия в РФ подлежат обязательной регистрации в государственном реестре, а также в налоговых органах, в не бюджетных фондах социального назначения. Ликвидация и реорганизация предприятия производится по решению собственника или трудового коллектива; либо по решению суда или арбитража; в случае признания предприятия банкротом тоже происходит ликвидация или реорганизация; если принято решение о запрете деятельности предприятия; если учредительные документы признаны недействительны судом.

Управление предприятием осуществляется в соответствии с уставом. Имущество предприятия составляет основные и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражена в балансе предприятия. Источниками его формирования являются:

  • Денежные и материальные взносы учредителей
  • Доходы тот основной и другой видов деятельности
  • Доходы от ценных бумаг
  • Капитальные вложения и дотации из бюджетов
  • Кредиты
  • Безвозмездные благотворительные взносы
  • И т.д.

Предприятие самостоятельно определяет фонд оплаты труда.

Обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия является прибыль (убыток), порядок использования которой определяет собственник. Предприятие самостоятельно осуществляет планирование деятельности, определяет перспективы развития, прогнозирование события; реализует продукцию по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или н

Государство гарантирует соблюдение прав и законов интересов предприятия, обеспечивает ему равные правовые и экономические условия хозяйствования.

Также государство способствует развитию рынка с помощью экономических законов и стимулов, реализует антимонопольные меры.

Внешняя и внутренняя среда предприятия.

Предприятие как система (совокупность взаимосвязанных элементов) существует взаимосвязано с окружающей средой, т.е. предприятие не полностью автономно.

16.09.11

В настоящее время в России применяется 2 шкалы МРОТ:

  1. Для регулирования оплаты труда. Закладывается как базовая составляющая заработной платы. Определение размеров пособий по временной нетрудоспособности.
  2. Для исчисления налогов, сборов и штрафов. Именно вторая шкала используется для определения минимального размера капитала. В настоящее время по этой шкале МРОТ составляет 100 рублей. И следовательно, минимальный уставной капитала для ЗАО = 10 тысяч рублей, а для ОАО - 100 тысяч. Предполагается в 2011-2012 годах увеличение уставного капитала для всех компаний в 50-1000 раз.

В условиях рыночной экономики на эффективность работы организации влияют различные факторы, которые модно классифицировать по различным признакам:

  1. По признаку место-возникновения:

Внутренняя среда предприятия

Внешние. Внешнюю среду подразделяют на:

Микросреда – среду прямого влияния на предприятия, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции или услуг этого предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, госорганы, финансовые учреждения – банки, страховые компании и другие контактные аудитории.

Макросреда – влияет на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, политическую и международную среду.

Предприятие может контролировать только немногие внешние факторы. Повлиять на внешние факторы предприятие может далеко не всегда, но должно стараться снизить негативное влияние внешних факторов, и полнее использовать благоприятные возможности. Государство для создания условий по стабилизации экономики проводит фискальную, научно-техническую, инвестиционную, ценовую, амортизационную, кредитно-финансовую, государственного предпринимательства и прочие политики при реализации которых оно использует в комплексе как экономические, так и административные методы. Потребители подразделяются на

i. Потребителей продуктов производственного назначения

ii. Потребители продукции личного назначения

Потребители определяют величину спроса и являются главными ограничителями или стимуляторами деятельности предприятия. Спрос влияет на величину предложения. Поэтому изменения платежеспособности, предпочтений, вкусов оказывает непосредственное влияние на деятельность предприятия. Поставщики так как они обеспечивают поступление материально-технических ресурсов, то влияние поставщиков может быть выражено в виде качества сырья, материалов, тру, в виде договорных условий, в виде цены (при этом, выделяют цены на электроэнергию, на топливо, транспортные услуги, таможенные пошлины, коммунальные услуги). Конкуренты – это предприятия, которые производят аналогичный продукт или товар (субститут). Ограничениями со стороны конкурентов служат например ценовая политика, улучшение качества, расширение ассортимента, введение гарантированного сервисного обслуживания, льготные договорные условия, более массивная и эффективная реклама. Маркетинговые посредники – фирмы, помогающие предприятию в продвижении, с бытием и распространением его товаров среди клиентов. К ним относятся рекламные фирмы, агентства по оказанию маркетинговых услуг, маркетинговые агентства, торговые посредники, кредитно-финансовые учреждения. Контактные аудитории – организация, проявляющая реальный или потенциальный интерес к предприятию или оказывающая влияние на его способность достигать поставленных целей. В макросреде на предприятие действует значительно большее количество факторов, чем в микросреде. Этим факторам внешней среды свойственна неопределенность и непредсказуемость последствий. Как правило, предприятия этими факторами никак не могут управлять. Природные факторы – дефицит некоторых видов сырья, вмешательство государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, демографические факторы, научно-технические факторы – прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки, внедрение новой техники. Под влиянием этого фактора происходит обновление материально-технической базы и растет производительность труда. И следовательно, эффективность производства. Экономические факторы – например рост и спад промышленного производства, уровень и темп инфляции, колебание курса, система налогообложения и кредитования, спрос и предложение на рынке, платежеспособность контрагентов, уровень и динамика цен, безработица и т.д. экологические факторы, например рост загрязнения окружающей среды, усиление вмешательства в процесс использования и воспроизводства природных ресурсов. Ужесточение контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров. Политические факторы – законодательное регулирование предпринимательской деятельности, повышение требование со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением закона, внезапные изменения в политической ситуации могут привести к изменению условий хозяйствования, к повышению ресурсных затрат. Международные факторы – связанны с интернационализацией и глобализацией экономики может проявиться в изменении стоимости, валюты на рынке, в росте экономической мощи отдельных государств, в развитии международной финансовой системы, открытие новых крупных рынков. Внутренняя среда является реакцией на внешнюю. Во внутреннюю среду входят работники, средства производства, капитал, информация. Внутреннюю среду можно свести (сгрупировать) к последующим сферам:

1. Производство

2. Маркетинг

3. НИОХР

4. Финансовые управления

5. Общее управление.

Результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является готовая продукция.


Конкуренция – соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты в коммерческой деятельности.

Виды конкуренции:

1) Чистая конкуренция. Существует только в идеале. Предполагает, что соперничеству ничего не мешает, кроме законов законодательства. Нет никаких сдерживающих факторов при вхождении на рынок. Чистая конкуренция:

a. Очень большое количество фирм, выпускающих аналогичные товары или предлагающих аналогичные услуги

b. Контроль за ценой отсутствует.

c. Вступление на рынок совершенно свободное

2) Чистая монополия:

a. На рынке одна фирма, производящая этот товар

b. Контроль над ценой очень значителен

c. Войти на рынок практически не возможно

d. Естественные монополии

Монополистическая конкуренция:

1) Число фирм, реализующих данный товар, значительно.

2) Контроль над ценой очень ограничен

3) Вход на рынок сравнительно свободный.

Олигополия:

1) Число фирм – несколько

2) Контроль над ценой значителен (особенно при сговоре)

3) Вступление на рынок очень затруднен.

Монопсония (это монополия покупателя):

Swot – анализ.

Один из инструментов анализа рыночной позиции предприятия – это разработка, свод матрицы. Сущность анализа заключается в оценке перспектив деятельности предприятия, которые определяются:

1) На современном или текущем этапе. В ходе которого определяют достоинства и недостатки сегодняшнего положения предприятия на рынке;

2) Перспективном. Когда выявляются возможности продолжения дальнейшей деятельности и угрозы успешному развитию.

Результаты сводятся в таблицу – SWOT-матрицу. Результаты сводят в таблицу для удобства планирования дальнейшей деятельности по преодолению выявленных недостатков и реализации рыночных преимуществ с учетом выявленных угроз.

SWOT-метод разработан американскими экономистами. SWOT – это абривеатура английских слов сильные стороны, слабости, возможности, угрозы.

При SWOT-анализируется одновременно и сама фирма.

Это рисунок основных компонентов SWOT-анализа.

1) Анализ сильных и слабых сторон фирмы позволяет определить ее потенциал в сравнении с конкурентами. Например, оценить фазы жизненного цикла товаров (4 фазы – рождение товара).

2) Анализ потенциальных возможностей и угроз можно провести как сопоставительный анализ определенных целевых рынков. Например, по количественным или качественным данным. Количественные:

a. Потенциал (емкость) рынка

b. Объем рынка

c. Темпы роста

d. По затартам

Качественные:

То есть, от анализа ситуации, через прогноз ее развития, фирма движется к разработке сценариев, форимруя стратегию своего развития.


30.09.2011

PEST анализ как внешний анализ среды предприятия.

PEST – political economic social technological. (STEP- анализ)

PEST анализ предназначен для анализа политических, экономических, социологических и технологических факторов, которые влияют на бизнес и оказывают воздействие на формирование стратегии компании. При анализе факторов могут быть разработаны сценарии развития предприятия. И не только предприятия, но и ситуации на рынке. (пессимистичный, оптимистичный и прочее).

Чтобы не допустить негативных ситуаций на основе PEST анализа заранее разрабатываются стратегии, направленные на ликвидацию и предотвращение негативных последствий. Для максимального использования положительных тенденций на рынке разрабатываются сценарии направленный на использование и возможное продление тенденций. Также разрабатывается нейтральный сценарий (то есть там учитываются возможные негативные ситуации, возможные позитивные ситуации, все усредняется..)

PEST анализ является инструментом стратегического анализа и считается одним из основных при разработке стратегий развития компании. Полезен для понимания рынка, позиции компании на рынке, ее потенциала, и направления бизнеса. На практике PEST анализ удобно применять при разработке плана маркетинга в качестве инструмента макроэкономического анализа окружающей среды компании и доступных ресурсов.

Результаты анализа могут формироваться в виде матрицы, в которую помещаются факторы макросреды и сила их влияния, которая может быть оценена в баллах или рангах или в других единицах измерения. Результат позволяет оценить внешнюю экономическую ситуацию, складывающуюся в сфере производства и коммерческой деятельности.

На работу предприятия напрямую влияют политические факторы. Поэтому важно определить их возможное воздействие на деловую активность, инвестиционный климат.

При изучении фактора Р определяются какие возможности и угрозы для бизнеса создает динамика политической ситуации. Выявляются каковы главные тенденции, которые могут повлиять на деятельность компании. Например, политики и решения правительства, государственное регулирование в виде принятия законов и других нормативных актов, изменения в политическом устройстве.

Фактор Е – экономический. Изучается как основной для определения инвестиционных перспектив и перспектив развития рынков, покупательной способности и т.д. При изучении фактора Е возможно проведение анализы распределения экономических и денежных ресурсов в масштабе государства. Инфляция, процентные ставки и кредитно-денежная политика, обменные курсы. Характер спроса и предложения.

При анализе фактора Е пытаются выявить наиболее существенные ожидаемые события в экономике и определить их влияние на перспективы бизнеса.

Фактор S. Анализ этого фактора позволяет определить потребительские предпочтения, социальные группы потребителей, выявить динамику. Например.

Фактор Т. При исследовании фактора Т выявляют тенденции в технологическом развитии, определяют вероятность появления новых продуктов.

PEST анализ можно производить как на качественном, так и на количественном уровне. Общая схема проведения анализа:

  1. Разрабатывается перечень факторов макроокружения, имеющих высокую вероятность реализации и воздействия.
  2. Оценивается значимость каждого события для данного предприятия путем присвоения ему определенного веса.
  3. Дается оценка степени влияния каждого фактора на стратегию предприятия.
  4. Определяются взвешенные оценки путем умножения веса факторов насилу его воздействия. И подсчитывается суммарная оценка по данной компании.

При количественном варианте оценки учитывается, что весовой коэффициент должен отражать степень вероятности наступления события; количественная оценка влияния факторов имеет или положительные или отрицательные значения.

Итоговая оценка позволяет оценить зависимость компании от макросреды.

Разные аналитики начали задавать вопросы о том, почему используются только 4 фактора внешней среды должны подвергаться детальному анализу. Возникли идеи расширить границы анализа и перечень факторов. Таким образом, появились PESTLE (legal, environmental), SLEPT (legal), STEEPLE.


Экстенсивные и интенсивные факторы развития предприятия.

Экономический рост определяют как долгосрочную тенденцию увеличения реального выпуска ТРУ.

Факторы, обеспечивающие экономический рост:

  • Трудовые ресурсы (фактор труд)
  • Количество и качество природных ресурсов (фактор земля)
  • Капитал
  • Технический прогресс
  • Инвестиции

Различают интенсивнее и экстенсивные факторы экономического роста. Экстенсивные – расширение.

Экстенсивный фактор роста реализуется за счет количественного увеличения ресурса.

Для экстенсивных факторов характерен закон снижения отдачи при чрезмерном увеличении ресурса.

К интенсивным факторам роста относят увеличение используемой земли, увеличении затрат капитала, труда. Экстенсивные факторы не связаны с новыми технологиями и ростом качества человеческого капитала.

Экстенсивное развитие представляет собой увеличение объемов производства за счет количественных факторов экономического роста: дополнительного привлечения рабочей силы, расширение производственных или посевных площадей, увеличение добычи сырья, строительство новых объектов. При экстенсивных факторах развития прирост продукции достигается без повышения производительности труда, без улучшения качества труда, оборудования, технологий. Достижение максимума производства зависти в основном от состояния и от наличия экономических ресурсов и почти не зависит от влияния НТП (научно-технического прогресса).

В результате, предприятие становится зависимым от ситуации на рынке факторов производства. Цены на производственные факторы оказывают решающее влияние на выбор предприятием ответов на три главных вопроса в экономике:

? Что производить?

? Когда производить?

? Для кого производить?

В качестве побочного эффекта при экстенсивном развитии: возможно сокращение безработицы, как следствие этого, падение квалификации рабочих, износ средств труда, застой в экономике.

Экстенсивный рост является первой моделью расширенного воспроизводства. То есть не простого воспроизводства, а именно с увеличением, с приростом. Представляет собой базу для дальнейшего экономического развития и служит основой интенсивному типу развития.

Интенсивные факторы экономического роста определяются совершенствованием и повышением качества систем управления, технологий, использования инноваций, модернизации производства и повышения качества человеческого капитала.

Интенсивные факторы развития связаны с процессом развития общественного производства. Основаны на применении более эффективных орудий и предметов труда, более совершенных форм организации труда, и технологических процессов в соответствии с достижениями НТП. И на наиболее полном использовании всех факторов производства. К концу 20 века была сделана целая серия технологических и фундаментальных открытий в области электроники, химии, материаловедения и т.д. При этом произошло резкое сокращение периода внедрения изобретений. Появилась конкуренция научного знания и технического совершенствования производства. Скорость морального износа резко увеличилась. Скорость новых изобретений и морального износа вызывает обесценение постоянного капитала, вызывает рост затрат или издержек, быстрое падение конкурентоспособности.

Интенсивное развитие – наиболее эффективное использование результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок для внедрения в производство с целью получения прибыли на основе расширения и обновления номенклатуры выпускаемой продукции или ТРУ, улучшения их качества, совершенствование технологий изготовлении и организации производства.

Интенсивному развитию свойственны качественны изменения факторов производства.

Различают три формы интенсивного расширенного воспроизводства:

  1. Фондоемкая (когда увеличение объема выпуска достигается за счет увеличения затрат производственных фондов в расчете на единицу продукции).
  2. Фондосберегающая (когда высвобождаются дополнительные ресурсы средств производства для ускорения темпов развития и рост производительности труда обгоняет рост фондовооруженности труда).
  3. Нейтральная форма (производительность труда достигается за счет дополнительных затрат овеществленного труда, а экономия компенсирует эти затраты и производственные фонды возрастают).

Показателями экономической эффективности деятельности предприятия (то есть его развития) является:

  1. Производительность труда
  2. Фондоотдача
  3. Материалоемкость
  4. Оборачиваемость оборотных средств
  5. Приращение этих показателей.

Чтобы четко различать экстенсивные и интенсивные факторы развития, приведем пример:

  1. Производительность труда выступает как интенсивный фактор
  2. Изменение количества затраченного рабочего времени является экстенсивным фактором

06.10.2011

Классификация, характеристика, конъюнктуру рынка.

Рынок – совокупность отношений по поводу перехода права собственности на товары и услуги между субъектами рынка.

При свободном доступе на рынок как продавцов (производителей), так и потребителей обмен происходит в условиях конкуренции. То есть основной координирующий механизм рыночной экономики – это система цен и свобода ценообразования. Предпочтения продавцов и покупателей в виде спроса и предложения на многих рынках взаимно - учитываются и результат решений принимает систему цен на продукты и ресурсы.

Рынки можно классифицировать или подразделять на группы по определенному (общему для группы) признаку. Например, по признаку «объект рыночных отношений»:

- Рынок товаров и услуг

- Рынок факторов производства

- Финансовый рынок

- И т.д.

По территориальному признаку:

- Местный рынок

- Региональный

- Федеральный

- Мировой

Основным элементом любого рынка конкретного продукта является множество независимо действующих потребителей (рыночный спрос формируется именно потребителями); множество независимо действующих производителей (рынок предложения) и результат взаимодействия потребителей и производителей в виде равновесной цены и равновесного количества продукта, продаваемого на рынке.

Спрос – это желание и возможность приобрести товар

Спрос – информация о желаниях и возможностях потребителей приобрести конкретное количество данного товара по каждой из возможных цен в течения определенного периода времени в заданных географических границах при неизменных прочих параметрах экономической системы.

Кривая спроса

При определении спроса данные можно получить в результате социологических, статистических исследований. При изучении спроса обычно выделяют следующие рынки:

- Целевой рынок. То есть рынок, на котором фирма реализует или собирается реализовывать свои цели.

- Основной рынок. То есть рынок, где реализуется основная часть услуг предприятия.

- Дополнительный рынок. Там, где происходит продажа некоторого объема услуг.

- Растущий рынок. То есть рынок, имеющий реальные возможности для роста объема продаж.

- Потенциальный рынок. То есть рынок, который еще не охвачен услугами, но спрос на эти услуги на этом рынке уже формируется или спрос можно создать.

- Неквалифицированный рынок – определенное количество клиентов, которые по тем или иным причинам не реализуют свою заинтересованность в данном товаре.

Пример качественной структуры рынка:

Если имеются платежеспособные потребители, которым доступны товары, реализуемые на этом рынке, способные удовлетворить их потребности, то такой рынок называют действительным.

Фирма обслуживает 10% потенциального рынка, которые имеют возможность делать выбор из всего многообразия предлагаемых продуктов в том числе и конкурирующими фирмами. При этом освоенным рынком то есть клиентами, отдающими предпочтения услугам данного предприятия, составляет лишь 5% потенциального рынка и 50% обслуживаемого рынка.

Захват всего потенциального рынка как правило влечет очень большие затраты и по закону асимметричности распределения усилий, затраченных на достижение результата и самим полученным результатом существует более 100 лет. То есть, о том, что к основной массе прибыли приводят небольшая часть потраченных ресурсов, в то время, как подавляющая часть ресурсов является малоэффективной и на ее долю приходится лишь незначительный результат. Выявленная закономерность Вольфредом Парето называется как закон «20/80». Согласно этому правило меньшая часть усилий – 20 % приводит к 80% результата, а остальные 80% усилий принесут лишь 20% результата.

Закон спроса – между ценой и величиной спроса существует обратная связь. Например, при снижении цены на какой-то продукт, у потребителя остаются свободные денежные средства, то есть увеличивается покупательная способность, и следовательно, покупатели покупают больше и этого, и другого продукта. Следовательно, появляются новые потребители этого продукта (раньше он и был недоступен). Действует эффект дохода и замещения.

Ценовой фактор спроса – обратная связь.

Предложение – совокупные данные или информация о количестве данного продукта, который производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке данного продукта по каждой из возможных цен в течение определенного периода времени в заданных географических границах при неизменных параметрах экономической ситуации. Закон предложения при повышении цены возрастает величина предложения. То есть прямая зависимость. При повышении цены производителю выгоднее выпускать большее количество, следовательно, появляются новые производители, следовательно, увеличивается предложение.

Неценовые факторы, влияющие на предложение – цены на ресурсы, цены на другие товары, налоговая политика государства.

Равновесные цены устанавливаются не только на готовую продукцию, но и на исходные факторы производства – труд, земля, капитал.

Конъюнктура рынка – совокупность условий, при которых в данный момент осуществляется деятельность на рынке. Конъюнктура рынка - экономическая ситуация, складывающаяся на рынке и характеризующаяся уровнями спроса и предложения; ценами, объемами продаж, рыночной активностью и т.д.

Различают:

- Устойчивую конъюнктуру. То есть, когда ситуация на рынке характеризуется стабильным уровнем сделок купли – продаж, установившимися близкими к равновесным ценам

- Вялую конъюнктуру. Когда положение на рынке характеризуется низким уровнем спроса и деловой активности, небольшим количеством сделок, тенденцией к снижению цен на определенный товар.

Таким образом, конъюнктура рынка определяется четырьмя основными элементами рынка:

  1. Спроса
  2. Предложения
  3. Цены
  4. Конкуренции

Основной характеристикой конъюнктуры рынка является степень сбалансированности спроса и предложения. Она проявляется в поведении цен, скорости оборачиваемости товаров. По этой характеристике различают два типа конъюнктуры:

- Благоприятный. Достигается сбалансированность спроса и предложения, цены удерживаются на стабильном уровне.

- Неблагоприятный. При неблагоприятной конъюнктуре спрос отстает от предложения, что приводит к росту товарных запасов, замедлению оборачиваемости товаров и затруднению в сбыте.

На состояние конъюнктурного рынка влияют взаимоотношения между субъектами (производителями и покупателями), соотношение предложений с мировыми стандартами, и т.д.

Чтобы изучить конъюнктуру рынка используют систему показателей, позволяющую получить количественные и качественные характеристики основных закономерностей и особенностей развития спроса, а также имеющегося или предполагаемого предложения, факторы формирования рыночной конъюнктуры.

Показатели:

- Производство товаров в ассортименте

- Обновление товарного ассортимента

- Запасы товаров в ассортименте

- Изменение доли рынка, занимаемого конкурентами

- Динамика цен

- И т.д.

Конъюнктурообразующие факторы подразделяются на циклические (связанны с периодами цикла – спад, депрессия, оживление) и нециклические.


13.10.2011

Управление предприятием.

Одной из функций управления является функция организации. То есть, установление взаимоотношений между подразделениями предприятия, определение правил и условий функционирования предприятия. При этом различают:

  1. Оперативное управление, то есть текущее управление в соответствии с разработанным ранее планом.
  2. Административно-организационное управление, то есть определение самой структуры предприятия (подразделение), распределение функций между подразделениями, предоставление прав и распределение ответственности.

Организационная структура направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между подразделениями и распределение между ними прав и ответственностей.

Развитие организационных структур осуществлялось последовательно от простых к более сложным: от линейных и функциональных до гибких (адаптивных) моделей.

Типы структур управления предприятием:

  • Бюрократический. Исторически первым сформировался бюрократический тип. Концепцию таких организационных структур объяснил в начале 20 века немецкий социолог Макс Вебер. Вебер предложил нормативную модель рациональной бюрократии. В основе этой модели лежит представление о предприятии как об «организованных организациях», предъявляющих жесткие требования и к людям и к структурам, в рамках которых они действуют. Основные моменты этой концепции:

- Четкое разделение труда. Четкие квалификационные требования – рост профессионализма.

- Иерархичность управления. Подразумевает, что ниже стоящий уровень подчиняется вышестоящему.

- Наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей.

- Дух формальной обезличенности

- Осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности.

Вебер считал центральным пунктом концепции исключение смещения (объединения) понятий «человек» и «должность», так как состав и содержание управленческих работ определяется исходя из потребностей предприятия, а не людей. Бюрократические структуры управления позволяют мобилизовать энергию, скооперировать труд при решении сложных проектов, в массовом и крупносерийном производстве. Но при этом, бюрократический тип структуры не способствует росту потенциала человека, эта структура мало пригодна к изменениям, направленным на совершенствование работы организации.

  • Органический тип. Возник как антипод бюрократической организации. Этот подход отвергает представление об эффективности организации как организованной и работающей как часы. Эта модель обеспечивает приспособляемость организации к реальным требованиям действительности. Система подразумевает более высокую гибкость, меньшую привязанность к правилам и нормам, использование в качестве базы групповой организации труда. Подразумевается, что решения принимаются в ходе обсуждения. Работа осуществляется на доверии. Определяются миссия и стратегия развития предприятия, о которых знает любой сотрудник. Благодаря чему, творческий подход к работе базируется на связи между деятельностью каждого индивида и миссией предприятия. Правила формулируются в виде принципов. Распределение работы осуществляется между работниками не по их должностям, а по характеру решаемых проблем. В чистом виде органический тип структуры находится в начальной стадии своего развития. Используется очень малым количеством предприятий. Но, элементы такого подхода к управлению получили довольно широкое распространение.

Виды организационных структур управления.

Организационная структура показывает форму разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение, каждая должность создаются для выполнения определенного набора функций. Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей, характер связи между ними.

Различают три разновидности связи:

  1. Линейная (административное подчинение)
  2. Функциональная (подразумевает, что прямого подчинения административного может не быть)
  3. Межфункциональные (кооперационные). Отсутствие административного подразделения.

В зависимости от характера связей выделяют такие основные типы или виды организационных структур:

  1. Линейная. Базируется на строгой подчиненности низшего звена управления высшему. Действия происходят по иерархии сверху в низ. Каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Этот вид основывается на принципе единоначалия. Такая структура образуется в результате построения аппарата управления из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы. Два руководителя непосредственно связаться друг с другом не могут. Они должны это сделать через ближайшую вышестоящую инстанцию. Преимущества этой структуры: простое построение., однозначное ограничение задач. Компетенции, ответственности. Жесткое руководство органами управления. Точность управленческих решений. Недостатки: затруднение связи между инстанциями; концентрация власти у верхушки; сильная загрузка средних уровней управления. Эта структура обычно используется мелкими и средними предприятиями, осуществляющими несложное производство, когда отсутствует кооперация между другими предприятиями.
  2. Функциональная. Ее идею выдвинул еще Адам Смит. Развивал Файоль. И другие представители классической школы экономики. Основой этой структуры являются рабочие, производственные подразделения и обслуживающие их специализированные функциональные подразделения, существующие за счет производственной основы. при такой структуре возникают задачи поддержания взаимодействия между разными функциями, ориентированными на различные цели. в чистом виде используются очень редко. функциональная система основана на создании подразделений для выполнения определенных функций на всех уровнях управления (функции исследования, производства, сбыта, маркетинг и т.д.). при такой структуре нижние звенья управления могут быть соединены иерархически с более высокими звеньями. передача поручений осуществляется в соответствии с поставленной задачей. функциональная система управления нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач. преимущества: сокращение звеньев при согласовании решения; высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций; уменьшение дублирования работ. недостатки: затрудненная коммуникация; возникновение конфликтов из-за несогласия с директивой или ее нечеткостью; длительность процедуры принятия решения; неоднозначность распределения ответственности.

Функциональная организационная структура управления состоит из нескольких специализированных линейных структур, подчиненных первому лицу компании. При функциональной структуре линейный руководитель имеет возможность больше заниматься оперативным управлением, так как функциональные службы освобождают его время от решения каких-то специальных вопросов. Но, при этом, команды управления поступают в одно линейное подразделение, либо одному исполнителю, либо в одну линейную службу (производственное подразделение) от многих функциональных служб. Поэтому возникает проблема согласования этих команд. Зато при этом снижается ответственность исполнителей. При этом

  1. Линейно-функциональная. Которая наиболее распространена в России в настоящее время. Такая модель успешно развивалась до 20 годов 20 века (развитие прекратилось в связи с укрупнением производств). Эта структура представляет собой совокупность взаимосвязанных подразделений, каждое из которых занимается решением специализированных задач. Это ступенчатая иерархическая структура, при которой линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные службы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Основу линейно функциональной структуры составляет шахтный (под «шахтой» понимают последовательную совокупность уровней служб) принцип построения и специализация управленческого персонала по функциональным подсистемам. Шахты пронизывают предприятие сверху до низу. Результат работы каждой службы оценивается показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Появление шахтного принципа связанно с увеличением масштабов производства, что вело к неуправляемости организации в целом; вертикальный рост ограничивал развитие эффективных горизонтальных связей внутри крупных предприятий. Линейно функциональную структуру иногда называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя. Преимущества структуры: эффективность там, где аппарату управления приходится выполнять множество рутинных функций; за счет жесткой связи, обеспечивается четкая работа каждой подсистемы и организации в целом; благодаря объединению функциональны специалистов в одном органе управления (штаб) обеспечивается оперативность и качество решений за счет всестороннего обоснования этого решения; при наличии элемента «штаб» практически исключаются противоречия в указаниях, что позволяет освободить линейных руководителей от деятельности по координации работ различных служб. Недостатки: невосприимчивость к изменениям, особенно связанным с научно-техническим прогрессом; закостенелость системы отношений между звеньями и работниками аппарата управления; медленная передача и переработка информации из-за множества согласований, причем как по вертикали, так и по горизонтали; замедление процесса управленческих решений.
  2. Матричная. Слоун называл эти структуры скоординированной децентрализацией. … Выделяют разновидность такой структуры, которая называется проектная. При проектной структуре происходит наложение самой проектной структуры на постоянную (существующую длительное время) для данной организации функциональной структуры. Работники, входящие в состав проектной группы (ячейка матрицы) находятся в двойном подчинении.

Иногда такую структуру называют «решетчатая». Переход к матричным структурам охватывает не всю организацию, а только ее часть. При матричной структуре для эффективности деятельности очень важны профессиональные качества руководителя проекта. Подобная схема наложения структур давно и успешно применяется в НИОКР (научно-исследовательские опытно-конструкторские работы). Матричные структуры позволяют использовать преимущества как функциональных, так и дивизиональных структур. Подобную структуру управления имеют организации типа «конгломерат» (которые не имеют устоявшейся структуры).

  1. Дивизионная. Выделяется или по области деятельности, или географически. Это структура вытекает из функциональной при делегировании значительного числа полномочий руководителю, возглавлявшему функциональные направления, предоставление ему большей самостоятельности, а за руководством предприятия остается определение стратегии развития, научно-исследовательские разработки, инвестиционная и инновационная политики.

Обычно бывшие руководители функциональных подсистем становятся управляющими производственными отделениями или филиалами. Структурирование организации по отделениям производится обычно по одному из трех критериев:

1. По видам выпускаемых товаров или услуг.

2. По ориентации на ту или иную группу потребителей (по целевому рынку)

3. По обслуживаемым территориям.

Такая специализация, ускоряет реакцию на изменения внешней среды за счет тесных связей с потребителями и всем рынком в целом. Внедрение дивизиональных принципов усиливает иерархичность, но остается линейно функциональной. В результате резко уменьшается нагрузка на высший уровень власти, который может сосредоточиться на стратегическом менеджменте. В то же время, отделения, обретающие самостоятельность, начинают работать как «центры прибыли». Дублирование функций менеджмента на разных уровнях приводит к росту затрат на управление при такой структуре. При этом, расширение горизонтальных связей несет ослабление вертикальных связей, что может вызвать полную утрату возможности воздействия и контроля со стороны центральных структур

  1. Множественная. (смешанная). Объединяет различные структуры на разных ступенях управления.

Ранее мы говорили про организационные структуры одного предприятия ли группы предприятий, объединенных участием в капитале. В случае с сетевыми организациями участие капитале партнеров по бизнесу не подразумевается.

  1. Сетевая. Сетевая структура формирует сеть с узлами – предприятиями, с которыми заключены субподрядные договора. И связи между узлами долговременные и существуют для достижения целей в соответствии с потребностями и ожиданиями партнеров. К сетевым моделям управления можно отнести следующие:
    1. Сетевая структура, в основе которой находится крупная организация, которая собирает вокруг себя фирмы меньшего размера, поручая им выполнение спецзаказов. Фирмы меньшего размера могут иметь субподрядчиков. Таким образом, крупная компании получает возможность осуществлять контроль, используя рыночный механизм, а не за счет участия в капитале. На примере тойоты проиллюстрируем: модель представляет собой сетевую пирамиду, состоящую из головного предприятия и нескольких уровней субподрядчиков. Вместо вертикальной интеграции самостоятельные в правовом отношении субподрядчики первого уровня связаны с головным предприятием долгосрочными договорами. предприятиями второго уровня. Таким образом, тойота имеет 122 прямых поставщика, а косвенно взаимодействует еще с примерно 36 тысячами предприятий.
    2. Структура инсети предприятий, близких по размеру (сеть состоит из предприятий, примерно одинаковых по объему производства, по размеру прибыли, по количеству работающих, потенциально одинаковых), большинство которых обладает юридической самостоятельностью. Эту сеть можно рассматривать как содружество или клуб. Формируется обычно в рамках одной отрасли или одного региона. Что повышает конкурентоспособность входящих в это сотрудничество. Они объединяются для того, чтобы было легче противостоять влиянию конкурентов. При подобных содружествах возможно установить высокие рыночные барьеры и успешно противостоять негативному влиянию внешней среды. При сетевой пирамиде субподрядчики всех звеньев тоже образуют «клуб» с теми же барьерами. То есть такой рынок получается полузакрытый. В сети ценовые соображения влияют на решение о закупке материалов и комплектующих изделий в ограниченной степени. Потому что сеть – это содружество. Японский договор распределяет риски на все предприятия сети, развивает инновационную инициативу и одновременно дает предприятию возможность принимать санкции в виде смены субпоставщиков. Преимущества сетевой системы: возможность совершенствования стратегии управления всей сети сокращает затраты, повышает доходы, обеспечивает быстроту реакции на конъюнктурные изменения, способствует точности в строках исполнения. Сетизация подобна методу сужения собственной производственной деятельности за счет перепоручения некоторых видов деятельности внешним исполнителям.

И т.д.

Уровни управления.

  1. Высший «мозг» - на этом уровне осуществляется стратегическое направление, создается политика организации в области мотивации. Этот уровень отвечает за инвестиционную и инновационную политику. На этом уровне реализуется значительная связь внешних связей. Например, совет директоров, президент, топ менеджмент, а также могут быть акционеры и эксперты.
  2. Средний уровень (глаза, уши, уста). Этот уровень представлен руководителями производственных и функциональных подразделений. Может быть представлен менеджерами финансового отдела.
  3. Низший уровень (руки и ноги). Этот уровень ответственен за точное выполнение планов и программ, доведение их до рабочих, и контроль за их выполнением. Это бригадиры, мастера.

Низший и средний уровень ведут оперативный анализ исполнения программы или плана.

Специфические организационные структуры предприятия. В практике экономической деятельности российской экономики встречаются особые вормы организации предприятия. Например:

· Оффшорные предприятия. Офшорная компания — иностранная компания, зарегистрированная в офшорном центре страны, предоставляющей особые льготы. Такие компании обладают правом работы только за рубежом, не по месту своей регистрации. Небольшие страны поощряют создание на своей территории офшорных компаний, чтобы развивать офшорный бизнес, приносящий дополнительный доход этим странам[8].

Одной из наиболее популярных целей использования офшорной компании является оптимизация налогов. С помощью верно структурированной офшорной компании можно также достичь следующих преимуществ: защита собственности, анонимность и конфиденциальность, оптимизация расходов, облегчённые требования отчётности и бюрократии.

Оптимизацией налоговых платежей с помощью офшоров занимаются не только российские фирмы, но и многие западные компании, такие как BMW или General Motors

· Корпорации. Корпора́ция (от новолат. corporatio — объединение) — юридическое лицо, которое, будучи объединением физических лиц, при этом независимо от них (то есть самоуправляемо). В широком смысле под корпорацией можно понимать всякое объединение с экономическими целями деятельности.

Юридическое отделение корпорации от её участников даёт ей преимущества, недоступные другим формам объединений, например обществам с ограниченной ответственностью. Конкретный правовой статус и правоспособность корпорации определяется местом её создания.

Учредители и/или предприниматели часто создают предприятия в форме акционерных обществ и, поскольку в настоящее время эта форма предприятий преобладает, термин «корпорация» применяется как синоним термину «акционерное общество».

Первые корпорации возникли в Древнем Риме. В период республики разрешалось свободное создание новых корпораций, при условии, что их устав не противоречит законам, но в период империи создание новых корпораций было затруднено, и для этого требовалось специальное решение сената. Дела корпорации вели лица, избираемые её членами. Собственность корпорации при её ликвидации делилась между составом участников на момент ликвидации

  • Гибридные организационные формы.
  • Франчайзинг. Франча́йзинг (англ. franchise, «лицензия», «привилегия»), франшиза (от фр. franchir, «освобождать»), коммерческая концессия — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды франчайзера.

· ТНК. Транснациональная компания (корпорация) (ТНК) — компания (корпорация), владеющая производственными подразделениями в нескольких странах. По другим источникам, определение транснациональной компании звучит так: компания, международный бизнес которой является существенным. А также компания, на зарубежную деятельность которой падает около 25-30 % её общего объёма и имеющая филиалы в двух и более странах.

Страна базирования — страна, в которой находится штаб-квартира ТНК.
Принимающие страны — страны, в которых размещена собственность ТНК.

Принадлежать к ТНК, как правило, способна фирма, в которой очень высокий уровень эффективности управления, сравнимый с государственным

  • Венчурные фирмы – небольшие предприятия, фирмы, занимающиеся прикладными научными исследованиями и разработками, проектно-конструкторской деятельностью, внедрением технических нововведений, технологических новшеств.

· Инжиниринговые фирмы – кмпания, специализирующаяся на предоставлении инжиниринговых услуг. Такие компании пользуются статусом формально независимых, способны оказывать услуги одновременно в нескольких областях и привлекать к выполнению работ различных поставщиков оборудования, разные подрядные фирмы (Современный экономический словарь).

Как правило, инжиниринговая компания включает в свой состав несколько крупных предприятий (или холдингов), каждое из которых осуществляет ту или иную функцию: проектирование, строительство, поставка оборудования и его установка, монтажные работы, ведение проекта, технического надзора, инженерное сопровождение инвестиционных проектов, последующие работы (ремонт, сервис, обслуживание и т.д.). Компании, осуществляющие работы «под ключ» принято называть инжиниринговыми компаниями полного цикл

  • Консалтинговые фирмы – компания, выполняющая услуги: по исследованию и прогнозированию рынков; по разработке маркетинговых программ; по оценке эффективности проектов; по созданию и преобразованию организационных структур; по поиску путей выхода из кризисных ситуаций
  • И т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: