Предметом данного направления является невротическая личность.
Основные задачи:
1. Исследование формирования невротической личности;
2. Различение здоровой и невротической личности;
3. Применение неофрейдистских идей в воспитании и психотерапии.
Невротическая личность, согласно теории Хорни – это личность с нарушенной потребностью в безопасности.
- Решающим фактором развития личности - социальные отношения между ребенком и родителями, прежде всего касающиеся двух важнейших тенденций детства – стремления к удовлетворению своих желаний и стремления к безопасности.
По Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого. Чтобы справиться с базальной тревогой, ребенок прибегает к защитным стратегиям, которые получили название невротических потребностей, или невротических тенденций.
Стратегии в отношениях с другими людьми (ОРИЕНТАЦИИ):
1) ориентация на людей; -тип уступчивый
2) ориентация от людей; -тип обособленный
3) ориентация против людей. –тип агрессивный
Невротические потребности:
1) в любви и одобрении; 2) в руководстве партнера;
3) в четких ограничениях; 4) во власти;
5) в эксплуатировании других; 6) в общественном признании;
7) в восхищении собой; 8) в честолюбии;
9) в самодостаточн и независ 10) в безупречн и неопровержим.
Все эти стратегии тоже использует, однако гибко меняет их сообразно обстоятельствам!
Концепция "гуманистического психоанализа" Э. Фромма
Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы, показать что «человеческая натура — страсти человека и тревоги его — продукт культуры».
Значительные роль в формировании взглядов Фромма - Франкфуртская школа.
- Человек теряет инстинктивные связи с природой, но на их место приходят экзистенциальные и исторические социальные противоречия, которые служат источником общественно обусловленных потребностей. Но если общество препятствует их удовлетворению, формируются иррациональные способы решения проблем человеческого существования в форме мазохизма, садизма, деструктивизма или конформизма, реализация которых приводит к образованию различных типов характера и возникновению неврозов.
- Основная тема - человеческое одиночество и изоляция в силу отчуждения от природы и других людей;
- Любая созданная человечеством форма общества (феодализм, капитализм, фашизм, социализм), есть попытка разрешения базового человеческого противоречия, которое вытекает из двойственности человеческой природы;
- «Понимание человеческой души должно основываться на анализе человеческих потребностей
- Специфические проявления этих потребностей детерминируются «социальным порядком»;
- - Проблема отношений человека и общества: 1) человек обладает врожденной сущностной природой; 2) общество создано людьми для того, чтобы эта сущностная природа могла воплотиться; 3) до настоящего времени ни одно общество не обращено в полной мере к базовым потребностям человека; 4) такое общество может быть создано;
- - Это общество, в котором «человек относится к человеку с любовью, где люди связаны узами братства и солидарности; общество, дающее человеку возможность подниматься над природой через созидание, а не разрушение, где каждый обретает ощущение себя, сознает себя самостоятельным субъектом, а не впадает в конформизм, где система ориентаций и привязанностей не предполагает необходимости искажать реальность к поклоняться идолам».
"Интерперсональная теория психиатрии" Г.С. Салливана
Идея решающей роли межличностных отношений - для понимания причин возникновения особенностей личности и психологических расстройств.
Число типов личности у человека соответствует количеству его межличностных ситуаций.
ü Отрицание индивидуальности личности, которая рассматривается им как совокупность социальных масок.
ü Теория "интерперсональной теорией психиатрии". В основе три принципа:
· принцип общественного существования;
· принцип функциональной активности;
· принцип организации.
ü Соединение а своей концепции два направления – психоанализ и бихевиоризм.
ü Личность формируется в процессе общения младенца с окружающими,
ü Развитие социальных чувств (они не врожденны) связано со стремлением человека к разрядке напряжения, создаваемого его потребностями.
ü Потребность и создает напряженность, и формирует способы ее преодоления динамизмы При этом существуют более и менее важные для жизни динамизмы, которые удовлетворяют разные по степени важности потребности.
ü Главными потр считал потр в нежности и потр в избежании тревоги (ведущая и определяет строение "Я-системы")
ü Три структуры "Я-системы": – хорошее Я, плохое Я и не-Я.
ü Стремление к персонификации себя как хорошего Я и избегание мнений о себе как о плохом Я, являются наиболее важными для личности.
ü Для защиты своей положительной персонификации человек формирует специальный механизм «избирательным вниманием» - отсеивает все раздражители.
Большое внимание уделялось изучению характера общения, формированию образов окружающих.
ü изучение роли стереотипов в восприятии людьми друг друга
ü разделял мнение психоаналитиков о бессознательном характере основных потребностей, но он оспаривал мнение об их врожденном характере
Работы Салливена оказали большое влияние не только на психологию личности, но и на социальную психологию, положив начало многочисленным исследованиям особенностей восприятия при общении людей.
Работа К.Хорни «Невротическая личность нашего времени»
КУЛЬТУРНЫЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОНИМАНИЯ НЕВРОЗОВ.
В описании своей теории о невротической личности, центральным понятием становится «невроз».
Характеристики невроза:
1. Невроз – отклонение от нормы.
2. Всегда присутствуют некоторые виды запретов, которые, в свою очередь обладают признаками:
ригидность реагирования – отсутствует гибкость реакции различным обр на разные ситуации в соответствующей культуре(!).