double arrow
Содержание социокультурной теории личности К. Хорни

Предметом данного направления является невротическая личность.

Основные задачи:

1. Исследование формирования невротической личности;

2. Различение здоровой и невротической личности;

3. Применение неофрейдистских идей в воспитании и психотерапии.

Невротическая личность, согласно теории Хорни – это личность с нарушенной потребностью в безопасности.

- Решающим фактором развития личности - социальные отношения между ребенком и родителями, прежде всего касающиеся двух важнейших тенденций детства – стремления к удовлетворению своих желаний и стремления к безопасности.

По Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого. Чтобы справиться с базальной тревогой, ребенок прибегает к защитным стратегиям, которые получили название невротических потребностей, или невротических тенденций.

Стратегии в отношениях с другими людьми (ОРИЕНТАЦИИ):

1) ориентация на людей; -тип уступчивый

2) ориентация от людей; -тип обособленный

3) ориентация против людей. –тип агрессивный

Невротические потребности:

1) в любви и одобрении; 2) в руководстве партнера;

3) в четких ограничениях; 4) во власти;

5) в эксплуатировании других; 6) в общественном признании;

7) в восхищении собой; 8) в честолюбии;

9) в самодостаточн и независ 10) в безупречн и неопровержим.

Все эти стратегии тоже использует, однако гибко меняет их сообразно обстоятельствам!

Концепция "гуманистического психоанализа" Э. Фромма




Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы, показать что «человеческая натура — страсти человека и тревоги его — продукт культуры».

Значительные роль в формировании взглядов Фромма - Франкфуртская школа.

  1. Человек теряет инстинктивные связи с природой, но на их место приходят экзистенциальные и исторические социальные противоречия, которые служат источником общественно обусловленных потребностей. Но если общество препятствует их удовлетворению, формируются иррациональные способы решения проблем человеческого существования в форме мазохизма, садизма, деструктивизма или конформизма, реализация которых приводит к образованию различных типов характера и возникновению неврозов.
  2. Основная тема - человеческое одиночество и изоляция в силу отчуждения от природы и других людей;
  3. Любая созданная человечеством форма общества (феодализм, капитализм, фашизм, социализм), есть попытка разрешения базового человеческого противоречия, которое вытекает из двойственности человеческой природы;
  4. «Понимание человеческой души должно основываться на анализе человеческих потребностей
  5. Специфические проявления этих потребностей детерминируются «социальным порядком»;
  6. - Проблема отношений человека и общества: 1) человек обладает врожденной сущностной природой; 2) общество создано людьми для того, чтобы эта сущностная природа могла воплотиться; 3) до настоящего времени ни одно общество не обращено в полной мере к базовым потребностям человека; 4) такое общество может быть создано;
  7. - Это общество, в котором «человек относится к человеку с любовью, где люди связаны узами братства и солидарности; общество, дающее человеку возможность подниматься над природой через созидание, а не разрушение, где каждый обретает ощущение себя, сознает себя самостоятельным субъектом, а не впадает в конформизм, где система ориентаций и привязанностей не предполагает необходимости искажать реальность к поклоняться идолам».

"Интерперсональная теория психиатрии" Г.С. Салливана



Идея решающей роли межличностных отношений - для понимания причин возникновения особенностей личности и психологических расстройств.

Число типов личности у человека соответствует количеству его межличностных ситуаций.

ü Отрицание индивидуальности личности, которая рассматривается им как совокупность социальных масок.

ü Теория "интерперсональной теорией психиатрии". В основе три принципа:

· принцип общественного существования;

· принцип функциональной активности;

· принцип организации.

ü Соединение а своей концепции два направления – психоанализ и бихевиоризм.

ü Личность формируется в процессе общения младенца с окружающими,

ü Развитие социальных чувств (они не врожденны) связано со стремлением человека к разрядке напряжения, создаваемого его потребностями.

ü Потребность и создает напряженность, и формирует способы ее преодоления динамизмы При этом существуют более и менее важные для жизни динамизмы, которые удовлетворяют разные по степени важности потребности.

ü Главными потр считал потр в нежности и потр в избежании тревоги (ведущая и определяет строение "Я-системы")

ü Три структуры "Я-системы": – хорошее Я, плохое Я и не-Я.

ü Стремление к персонификации себя как хорошего Я и избегание мнений о себе как о плохом Я, являются наиболее важными для личности.

ü Для защиты своей положительной персонификации человек формирует специальный механизм «избирательным вниманием» - отсеивает все раздражители.

Большое внимание уделялось изучению характера общения, формированию образов окружающих.

ü изучение роли стереотипов в восприятии людьми друг друга

ü разделял мнение психоаналитиков о бессознательном характере основных потребностей, но он оспаривал мнение об их врожденном характере

Работы Салливена оказали большое влияние не только на психологию личности, но и на социальную психологию, положив начало многочисленным исследованиям особенностей восприятия при общении людей.

Работа К.Хорни «Невротическая личность нашего времени»

КУЛЬТУРНЫЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОНИМАНИЯ НЕВРОЗОВ.

В описании своей теории о невротической личности, центральным понятием становится «невроз».

Характеристики невроза:

1. Невроз – отклонение от нормы.

2. Всегда присутствуют некоторые виды запретов, которые, в свою очередь обладают признаками:

ригидность реагирования – отсутствует гибкость реакции различным обр на разные ситуации в соответствующей культуре(!).






Сейчас читают про: