Формирование психологической культуры личности под влиянием психологической культуры этноса и психологических субкультур

Психологическая культура личности формируется в условиях значительного влияния психологической культуры как этноса в целом, так и различных входящих в ее состав психологических субкультур.

Существуют различия между психологическими субкультурами городских и сельских жителей, высших и низших слоев общества, выделяются субкультуры интеллигенции, духовенства и т.д. В любой общности людей особую субкультуру составляют люди, осуществляющие психологическое воздействие как основной вид своей деятельности [2, 295].

Это целенаправленное воздействие с сознательным использованием методов и достаточно ясным представлением результатов. В прежние века представители таких субкультур, как правило, не обладали какими-либо специальными знаниями. В настоящее время положение иное, но весьма различающееся в разных социумах.

Так, например, в нашей стране те, чья профессия предполагает работу с людьми и требует психологической компетентности, получают знания по психологии, которые, однако, фактически невозможно применять в профессиональной деятельности из-за их [2, 296]:

1) очень небольшого объема;

2) слабой систематизированности;

3) недостаточной практической направленности - за усвоением знаний редко следует формирование практических умений.

Нормативные каноны психологической культуры личности нельзя изучать без соотнесения с конкретной социальной группой, которая отличается, прежде всего, образом жизни, ценностными ориентациями, правилами и стереотипами поведения.

Эти характеристики социальной группы обусловливают нормы регулирования и развития психики. Социокультурные традиции общества, характерный образ (стиль) жизни, уровень развития социума, психологическая культура личности - все это явления, тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные. Их изолированное развитие или направленная модификация без учета взаимосвязей невозможны.

Поэтому "пересаживание" психологической культуры из одной общности в другую, во всяком случае, без соответствующей модификации и адаптации, обречено на неуспех. К примеру распространенное в настоящее время в ряде социальных групп европейских стран освоение буддийской культуры саморегуляции вряд ли будет успешным и глубоким без одновременного целостного принятия присущих буддизму принципов саморазвития и самосовершенствования личности, поскольку эти принципы вступают в конфликт с формирующим компонентом психологической культуры европейских этносов, что на уровне отдельной личности приводит к напряжению, как внутреннему, так и в межличностных отношениях.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: