double arrow

Тема 5. Движущие силы и условия развития личности. Периодизации развития индивида, личности и индивидуальности


1. Среда, наследственность и развитие личности. Представление о развитии в различных направлениях психологии. Натуральный и культурный ряды развития личности в онтогенезе (Л.С.Выготский). Концепция двойной детерминации развития личности и ее методологические предпосылки.

2. Образ жизни, индивидные свойства человека как «безличные» редпосылки развития личности.

3. Движущие силы развития личности. Принцип саморазвития деятельности как методологическая предпосылка изучения движущих сил развития личности в отечественной психологии. Положение о роли противоречий в системе деятельности как движущей силе развития личности А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн). Положение Д.Н.Узнадзе о функциональной тенденции как источника саморазвития поведения личности. Выделение функциональных потребностей, их характеристика и экспериментальное исследование (потребность во впечатлениях, потребность в общении). Перспективы изучения механизмов саморазвития деятельности.

4. Психологические принципы и основания периодизации развития человека. Кризисы развития и их роль в становлении личности. Понятие ведущей деятельности в процессе развития личности (А.Н.Леонтьев). Противоречие между мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сферами как движущее противоречие в развитии личности. Схема периодизации психического развития личности в детском возрасте (Д.Б.Эльконин).

5. Биогенетические периодизации развития человека. Концепция развития ребенка С.Холла: закон рекапитуляции; фазы развития личности. Представления об этапах психосексуального развития ребенка в психоанализе З.Фрейда.

6. Социогенетические периодизации развития человека. Когнитивная ориентация. Основные положения концепции развития морального сознания личности. Разработка представления о периодизации развития личности в социальной психологии.

7. Персоногенетические периодизации развития человека. Эпигенетическая концепция развития Э.Эриксона: эпигенетический принцип развития. Положения о психосоциальной идентичности личности как критерия ее зрелости, роль конфликта в развитии личности, этапы развития личности.

8. Жизненный путь человека как история индивидуальности. Влияние жизненного пути человека на его онтогенетическую эволюцию. Психологический возраст. Проблема периодизации развития личности во взрослом возрасте. Старость.




ЛИТЕРАТУРА:

Обязательная:

1. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2006, с. 164-207, 272-282, 372-381 (1, 2, 3, 8).

2. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1978,с. 19-46 (5, 6, 7).

3. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971, N 4, с. 6-20 (4).

Дополнительная:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968, с. 201-205 (3).

2. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984, с. 218-231 (8).

3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М, 1986, с. 17-30, 31-46, 100-103 (3).

5. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М., 1991, с. 76-78, 139-168,195-204 (4).

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: