Сознание составляет неотъемлемый атрибут человеческой жизни, поскольку человек есть существо сознательное. Специфика сознательного способа жизни человека состоит в его способности отделять в представлении себя, свое "Я" от своего окружения, сделать свой внутренний мир предметом осмысления, понимания и главное - практического преобразования. Подобная способность в психологии получила название рефлексии.
Проблема содержания, механизмов и структур человеческого сознания до сих пор остается одной из принципиально важных и наиболее сложных. При этом философско-психологическое рассмотрение проблемы сознания связано с анализом соотношения категорий сознания и бытия. По словам В.И.Слободчикова, сознание составляет специфическое отличие человека, определяет его уникальное положение в мире, его особый онтологический статус, способ его бытия. Человеческое бытие есть бытие осознанное. В то же время с возникновением человека сознание само обретает статус бытия.
Традиционная трактовка сознания, как правило, отождествляет его с самосознанием - знанием субъекта о мире и своем месте в нем. Однако, по мнению В.И.Слободчикова, сознание, понимаемое как отношение человека к миру, представляет собой лишь один из его уровней, а именно уровень самосознания.
|
|
В широком смысле слова сознание не исчерпывается отражением окружающего, а предполагает деятельность человека как активного субъекта, преобразующего объективную и субъективную реальность. С психологической точки зрения это означает, что субъект не просто «сталкивается» с объективным миром, не просто адаптируется к нему в процессе жизнедеятельности, а оказывается его существенным моментом. Практические действуя, субъект как бы «втягивает» в себя объективную реальность и наделяет ее смыслами и ценностями своей жизнедеятельности, превращая ее тем самым в содержание своей субъективности.
Как писала Л.И.Божович, «психика человека развивается не столько в меру усвоения, сколько в меру изменения субъектом окружающей его действительности».
Сознание - это не знание о бытии и не отношение к нему, а само осознанное бытие. Бытие человека носит социальный характер. Свое содержание сознание черпает из социального бытия - социальное бытие представлено в сознании человека.
Особо в психологии подчеркивается тот факт, что сознание не является индивидуальным свойством индивида (врожденной данностью), его нельзя сводить к свойству высокоорганизованной материи - мозгу. Именно поэтому многочисленные попытки поисков сознания в мозге не увенчались успехом.
«Сознание как таковое» не имеет индивидуального существования. Как таковое сознание есть культурно, действенно, предметно, со организованное единое сообщество.
|
|
Практика сознания означает его выход на уровень рефлексии, предполагающего выработку соответствующего отношения к действительности.
Установлено, что сознание является многомерным. Наличие того или иного сознания у человека обусловлено видом той практики, которой он занимается. Т.е. в зависимости от вида практики формируется и соответствующее ей сознание.
С культурно-исторической точки зрения существуют два вида практики, формирующие сознание как целое:
- магия, лежащая в основе мифологического сознания,
- вера, которой соответствует религиозное сознание.
Начиная с Нового времени, появляются и другие виды общественной практики и сознания, а именно: этическое, правовое, политическое, научное и др.
Иными словами,
В то же время с точки зрения непосредственного сознания в психологии принято говорить о его состояниях. Например, наивное, рациональное, обыденное, мистическое, рефлексивное, многие патологические состояния сознания и т.п. Состояние сознания создается сложнейшей практикой его, ее механизмами, которые встраивают актуальное сознание в сложнейший тип жизнедеятельности человека.
Бытийный и рефлексивный слои сознания
Л.С.Выготский в сознании человека, как и в мышлении, выделял два слоя:
- сознание для сознания,
- сознание для бытия.
А.Н.Леонтьев, продолжая развивать его идеи, поставил несколько вопросов, существенных для понимания сознания, в частности: 1) из чего сознание образуется?, 2) как оно возникает?, 3) каковы его источники?.
Он выделил в сознании три образующих:
- чувственная ткань образа,
- значение,
- личностный смысл.
Предложенная А.Н.Леонтьевым структура сознания была дополнена и развита В.П.Зинченко. Согласно его позиции сознание имеет два слоя:
- бытийно-деятельностный, образуемый единством биодинамической ткани живого движения и действия и чувственной ткани и образа,
- рефлексивно-созерцательный, состоящий из значения и личностного смысла.
При этом, по словам В.П.Зинченко к выделенным уровням сознания не применимы понятия «высший-низший», «главный-подчиненный». Каждый из этих уровней выполняет свои функции и при решении различных жизненных задач может доминировать либо один, либо другой.
Кратко охарактеризуем каждый из компонентов структуры сознания.
§ Биодинамическая ткань - это обобщенное наименование для различных характеристик живого движения и предметного действия. Это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения. Следует отметить, что в жизни людей особенно слепоглухонемых, движения и действия в предметном и социальном мире имеют большое значение, сказываясь на формировании их индивидуального сознания.
§ Чувственная ткань образа - это обобщенное наименование для различных перцептивных категорий (пространство, форма, цвет, величина и т.п.), из которых строится образ. Как отмечал А.Н. Леонтьев, благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания - как объективная реальность и объект его деятельности.
§ Значение в одних случаях употребляется как значение слова в других - как содержание общественного сознания, усваиваемое индивидом. Известно, что сознание человека образуется внутри определенного культурного пространства, где весь общественно-исторический опыт существует в виде понятий, опредмеченных в схемах действия, социальных ролях, нормах и ценностях. Обобщенная форма отражения субъектом этого опыта деятельности, общения и мировосприятия, приобретаемая в процессе совместной деятельности и общения и есть значение. На основе значения каждый индивид строит свой собственный опыт. При этом индивидуальная система значений, выступая в виде интериоризованных эталонов обуславливает познавательные процессы и акты социального поведения. Индивидуальная система значений развивается в ходе онтогенеза.
|
|
§ Понятие смысла в равной степени относится и к сфере сознания, и к сфере бытия. Оно указывает на то, что индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию. Смысл создает пристрастность человеческого сознания. Иначе говоря, сознание есть не только знание, но и отношение. Личностный смысл есть индивидуализированное отражение действительного отношения субъекта к тем объектам, ради которых развертывается его деятельность, осознаваемое как "значение для меня". Введение понятия личностного смысла, сыграло важную роль в преодолении чисто интеллектуалистической трактовки сознания как со-знания (суммы знаний в мире).
Современная психология выделяет ряд составляющих смысловых систем:
- побуждающие человека к деятельности смыслообразующие мотивы,
- реализуемое посредством деятельности, отношение человека к действительности, приобретшей для него субъективную ценность (значимость);
- смысловые установки;
- регулируемые смысловыми установками поступки и деяния личности.
Центральная особенность личностного смысла - его производность от социальной позиции человека, перемена которой влечет за собой переосмысление отношений к действительности.
Исследования смысловой сферы сознания в психологии связаны с анализом воплощения смысла в значениях, наделения ситуаций смыслом. При решении человеком сложных жизненных задач наблюдается противоположные и циклически совершающиеся процессы, состоящие в означении смыслов и в осмыслении значений. Означить смысл - значит, задержать реализацию программы действий, продумать ее. Осмыслить значение - значит, извлечь уроки из осуществленной программы действий, взять ее на вооружение или отказаться от нее, начать искать новый смысл и в соответствии с ним строить программу действия.
|
|
Как отмечает В.И.Слободчиков, бытийный и рефлексивный слои сознания находятся в тесной взаимосвязи. В рефлексивном слое, в значениях и смыслах, присутствуют элементы бытийного слоя. Смысл - это всегда смысл чего-то: образа, действия, жизни. Из них он извлекается или в них вкладывается. Выраженное словом значение содержит в себе как образ, так и действие. В свою очередь, смысловая оценка включена в биодинамическую и чувственную ткань; она нередко осуществляется не только во время, но и до формирования образа или совершения действия.
4. Проблема рефлексии в научных исследованиях
Специфической особенностью психики человека – его сознания признается субъективность (отличие способа жизни от всякого другого). Именно с субъективностью связана рефлексия – специфическая человеческая способность, благодаря которой предметом анализа и оценки становятся собственные мысли, чувства и действия.
В современных разработках проблема рефлексии рассматривается, как правило, в трех контекстах:
- при изучении теоретического мышления, в частности при решении разного рода мыслительных задач, именно в этих исследованиях сложилось широко распространенное понимание феномена рефлексии как направленности мышления на самое себя, на собственные процессы и собственные продукты (самоанализ);
- при изучении процессов коммуникации и кооперации, связанных с необходимостью понимания сущности совместных действий и их координации, т.е. в процессе общения с другими людьми это способность человека понимать / осознавать, как его воспринимают и оценивают партнеры по общению;
- при изучении самосознания личности, при самоопределении субъекта внутри собственного представления о себе (установление внутренних ориентиров и способов разграничения "Я" и "не Я"). Специфика рефлексивных процессов при самоопределении обусловлена ситуациями, требующими от субъекта развитого умения "вписаться", скоординировать свое автономное действие с действиями других людей (это и есть рефлексия). Также в этом контексте рефлексия выступает и как механизм дифференциации и интеграции в своем уникальном Я (своей личности) различных подструктур (аспектов и характеристик).
В целом, обобщая существующие подходы к пониманию рефлексии ее можно определить как способность человека, проявляющуюся в обращении сознания на самое себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы познавательной и преобразующей деятельности.
В общем, виде проблема рефлексии есть, прежде всего, проблема определения своего способа жизни. При этом различают два способа рефлексии: 1) рефлексию внешнюю; 2) рефлексию внутреннюю. Внешняя рефлексия связана с жизнью человека в социуме, в результате чего его личное сознание пополняется продуктами общественного сознания. Внутренняя рефлексия предполагает выход за пределы коллективного сознания и связана с личностным осмыслением социальных категорий. Так, например, применительно к нравственному сознанию, целесообразно различать стыд (чувство вины, базирующееся на переживании страха) как внешнюю инстанцию, и совесть (чувство раскаяния, интериоризованный стыд) как внутреннюю инстанцию. Если человек испытывает стыд, только в присутствии других, то совестно ему бывает перед самим собой.
Дополнительная литература для чтения:
1. Выготский Л.С. Проблема сознания. Собр. соч. в 6 томах. Том 1. М. 1982. С. 156-167.
2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М. 2003.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. 2006. (Глава 6. Сознание человека).