Свойства текста

Текст как структурно сложное объединение высказываний отражает картину мира автора, в общении выполняет функцию структурации действительности. Ему присущи такие характеристики как:

· цельность (текст направлен на реализацию общего замысла)

· связность (соответствие замысла текста и его формы): формальная и семантическая

· эмотивность (отражение отношения автора к действительности)

· креолизованность

· прецедентность

· скважность

Кроме того, в тексте сохраняются следы невербального поведения участников коммуникации, и он обладает многозначностью. Текст несёт в себе целостное представление о затексте и содержит неявный смысл (подтекст). Текст структурно и семантически связан.

Включённость текста в неречевую деятельность

Речь, с психолингвистической точки зрения, структурирует деятельность, т.е. описывает её средствами языка, и тем самым регулирует отношения между говорящими. А общение, в свою очередь, является контекстом для высказываний, объединённых в текст. Текст получает своё значение (соотносимое с замыслом автора) только в общении.

Производство текста

Текст представляет собой сложную структуру, и потому может подлежать различной интерпретации со стороны реципиента.

Модель производства текста имеет трёхфазную структуру:

· ориентировка (у автора возникает замысел текста)

· исполнение (оформление мысли в тексте)

· контроль (обработка замысла на этапе планирования и коррекция вербализации замысла)

Содержание и структура текста определяются замыслом автора. Включённость автора в ситуацию предполагает её осмысление на основе определённого к ней отношения.

Замысел заведомо не совпадает с реализацией.

Восприятие текста

Восприятие текста происходит по тем же закономерностям, что и восприятие высказывания, однако является гораздо более сложным процессом. При восприятии текста в сознание читателя постепенно встраиваются отдельные семантически завершённые элементы, которые затем сопоставляются и, в процессе осознания структуры содержания текста как целого, формируют новое соотношение. Параллельно происходит осознание общего смысла текста, которое связано с распознаванием подтекста. В итоге читатель включает текст в свою систему представлений о мире. Считается, что для восприятия всех особенностей литературного произведения читатель должен обладать чертами психики, сходными с чертами психики автора текста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: