Текст как структурно сложное объединение высказываний отражает картину мира автора, в общении выполняет функцию структурации действительности. Ему присущи такие характеристики как:
· цельность (текст направлен на реализацию общего замысла)
· связность (соответствие замысла текста и его формы): формальная и семантическая
· эмотивность (отражение отношения автора к действительности)
· креолизованность
· прецедентность
· скважность
Кроме того, в тексте сохраняются следы невербального поведения участников коммуникации, и он обладает многозначностью. Текст несёт в себе целостное представление о затексте и содержит неявный смысл (подтекст). Текст структурно и семантически связан.
Включённость текста в неречевую деятельность
Речь, с психолингвистической точки зрения, структурирует деятельность, т.е. описывает её средствами языка, и тем самым регулирует отношения между говорящими. А общение, в свою очередь, является контекстом для высказываний, объединённых в текст. Текст получает своё значение (соотносимое с замыслом автора) только в общении.
|
|
Производство текста
Текст представляет собой сложную структуру, и потому может подлежать различной интерпретации со стороны реципиента.
Модель производства текста имеет трёхфазную структуру:
· ориентировка (у автора возникает замысел текста)
· исполнение (оформление мысли в тексте)
· контроль (обработка замысла на этапе планирования и коррекция вербализации замысла)
Содержание и структура текста определяются замыслом автора. Включённость автора в ситуацию предполагает её осмысление на основе определённого к ней отношения.
Замысел заведомо не совпадает с реализацией.
Восприятие текста
Восприятие текста происходит по тем же закономерностям, что и восприятие высказывания, однако является гораздо более сложным процессом. При восприятии текста в сознание читателя постепенно встраиваются отдельные семантически завершённые элементы, которые затем сопоставляются и, в процессе осознания структуры содержания текста как целого, формируют новое соотношение. Параллельно происходит осознание общего смысла текста, которое связано с распознаванием подтекста. В итоге читатель включает текст в свою систему представлений о мире. Считается, что для восприятия всех особенностей литературного произведения читатель должен обладать чертами психики, сходными с чертами психики автора текста.