Оглавление
Введение ………………………………………………………..3
Понятие текста ………………………………………………… 4
Свойства текста……………………………………………….. 5
Включённость текста в неречевую деятельность …………... 5
Производство текста …………………………………………...6
Восприятие текста ……………………………………………...6
Пошаговость восприятия ……………………………………....7
Пересказ текста …………………………………………………7
Отражение действительности в тексте ………………………..7
Многозначность текста ………………………………………..8
Библиотерапия ………………………………………………......8
Заключение …………………………………………………….10
Список литературы …...………………………………………..11
Введение
Значение текста для психолингвистического исследования трудно переоценить, поскольку именно текст играет основную роль в формировании отражения действительности в сознании человека.
Значительное количество работ (как психолингвистических, так и чисто лингвистических) посвящено теоретическим и экспериментальным исследованиям проблем, связанных с психолингвистическим пониманием текста и его ролью в восприятии действительности человеком. Это работы российских и зарубежных авторов таких как Выготский Л.С., Щерба Л.В., Хомский Н., Леонтьев А.А., Белянин В.П., Фрумкина Р.М., Сорокин Ю.А., Залевская А.А. и другие.
|
|
Актуальность темы и её теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы данной работы, её цели, задачи, объект и предмет.
Целью реферата является рассмотрение текста в рамках психолингвистической науки.
Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:
· определить понятие текста;
· отграничить текст от иных элементов языка, выявить специфические свойства текста;
· проверить включённость текста в неречевую деятельность;
· представить модели производства и восприятия текста;
· изучить способы отражения действительности в тексте;
· рассмотреть прикладной аспект использования текста в психолингвистике (терапевтические тексты).
Объектом наблюдения являются особенности функционирования текста в рамках психолингвистической науки.
Понятие текста
К настоящему времени существует достаточно большое количество определений текста. Многие из них не являются в достаточной степени точными. По мнению В.П. Белянина, наиболее удачное определение текста принадлежит отечественному филологу И.Р. Гальперину: «Текст — это произведение рече-творчёского процесса, обладающее завершённостью, объективированное в виде письменного документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединённых разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определённую направленность и прагматическую установку». В данной работе текст рассматривается сходным образом (за тем лишь исключением, что под текстом понимается не обязательно только письменный документ, но и его речевое воспроизведение).
|
|
Текст, являясь сложным семантическим образованием, обладает рядом психолингвистических характеристик, отсутствующих у слова, словосочетания или фразы.
Основным элементом системы языка является слово, оно может выполнять функцию текста, но в целом семантика слова определяется контекстом. В лингвистике, как правило, объектами исследования являются слова и словосочетания, в качестве языковых моделей рассматриваются предложения. При психолингвистическом подходе обычно в качестве объекта исследования выступает высказывание. Высказывание подчиняется неречевому замыслу автора, отражает фрагмент действительности и ориентировано на участников коммуникации.
Языковые единицы разных уровней взаимодействуют друг с другом, поэтому для определения содержательной стороны этих единиц необходимо обращаться к единицам более высоких уровней (вплоть до текста). Текст является высшей единицей общения на уровне знаков. Сам по себе текст включён в другие знаковые системы.
Кроме того, исследование текста позволяет глубже проработать проблемы, связанные с языковой личностью и картиной мира в сознании человека.