Понятие текста

Оглавление

Введение ………………………………………………………..3

Понятие текста ………………………………………………… 4

Свойства текста……………………………………………….. 5

Включённость текста в неречевую деятельность …………... 5

Производство текста …………………………………………...6

Восприятие текста ……………………………………………...6

Пошаговость восприятия ……………………………………....7

Пересказ текста …………………………………………………7

Отражение действительности в тексте ………………………..7

Многозначность текста ………………………………………..8

Библиотерапия ………………………………………………......8

Заключение …………………………………………………….10

Список литературы …...………………………………………..11


Введение

Значение текста для психолингвистического исследования трудно переоценить, поскольку именно текст играет основную роль в формировании отражения действительности в сознании человека.

Значительное количество работ (как психолингвистических, так и чисто лингвистических) посвящено теоретическим и экспериментальным исследованиям проблем, связанных с психолингвистическим пониманием текста и его ролью в восприятии действительности человеком. Это работы российских и зарубежных авторов таких как Выготский Л.С., Щерба Л.В., Хомский Н., Леонтьев А.А., Белянин В.П., Фрумкина Р.М., Сорокин Ю.А., Залевская А.А. и другие.

Актуальность темы и её теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы данной работы, её цели, задачи, объект и предмет.

Целью реферата является рассмотрение текста в рамках психолингвистической науки.

Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:

· определить понятие текста;

· отграничить текст от иных элементов языка, выявить специфические свойства текста;

· проверить включённость текста в неречевую деятельность;

· представить модели производства и восприятия текста;

· изучить способы отражения действительности в тексте;

· рассмотреть прикладной аспект использования текста в психолингвистике (терапевтические тексты).

Объектом наблюдения являются особенности функционирования текста в рамках психолингвистической науки.

Понятие текста

К настоящему времени существует достаточно большое количество определений текста. Многие из них не являются в достаточной степени точными. По мнению В.П. Белянина, наиболее удачное определение текста принадлежит отечественному филологу И.Р. Гальперину: «Текст — это произведение рече-творчёского процесса, обладающее завершённостью, объективированное в виде письменного документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединённых разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определённую направленность и прагматическую установку». В данной работе текст рассматривается сходным образом (за тем лишь исключением, что под текстом понимается не обязательно только письменный документ, но и его речевое воспроизведение).

Текст, являясь сложным семантическим образованием, обладает рядом психолингвистических характеристик, отсутствующих у слова, словосочетания или фразы.

Основным элементом системы языка является слово, оно может выполнять функцию текста, но в целом семантика слова определяется контекстом. В лингвистике, как правило, объектами исследования являются слова и словосочетания, в качестве языковых моделей рассматриваются предложения. При психолингвистическом подходе обычно в качестве объекта исследования выступает высказывание. Высказывание подчиняется неречевому замыслу автора, отражает фрагмент действительности и ориентировано на участников коммуникации.

Языковые единицы разных уровней взаимодействуют друг с другом, поэтому для определения содержательной стороны этих единиц необходимо обращаться к единицам более высоких уровней (вплоть до текста). Текст является высшей единицей общения на уровне знаков. Сам по себе текст включён в другие знаковые системы.

Кроме того, исследование текста позволяет глубже проработать проблемы, связанные с языковой личностью и картиной мира в сознании человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: