Изоляция и сообщество

Один из первых моментов, которые я заметила в работе с женщинами, подвергавшимися в детстве насилию, — это сильное влияние изолированности и одиночества на их жизнь. Женщины рассказывали мне, что человек, совершавший насилие, намеренно изолировал их, не давал общаться с другими людьми. Эта изоляция осуществлялась посредством угроз, манипуляций и введения в заблуждение. Вот какие формы она принимала:

• Ребенку не давали общаться с другими взрослыми, которые могли о них позаботиться и защитить.
• Ребенку не давали общаться с другими детьми, также подвергавшимися насилию со стороны этого же взрослого. Если бы эти дети могли разговаривать друг с другом о своих переживаниях, они могли бы иначе воспринимать и понимать происходящее.
• С течением времени, женщины оказались изолированы от знания о том, какие действия они совершали в ответ на насилие (White, 2004).
• Они также зачастую оказывались оторваны, изолированы от того, что для них важно – от ключевых ценностей, надежд и добровольно взятых на себя обязательств (White, 2004).

Многие женщины рассказывали мне о последствиях этих форм изоляции и о том, что они значили в их жизни. Для ребенка, пытающегося осмыслить события, связанные с насилием, изолированность и одиночество создают условия для того, чтобы росли и множились чувства стыда, сомнения, вины, тревоги и страха.

Когда один из аспектов терапевтической практики с женщинами, подвергавшимися в детстве сексуальному насилию, заключается в обнаружении последствий изоляции, кажется иронией, что терапевты сами часто работают весьма изолированно. Терапевтическая беседа часто происходит между двумя индивидами. Даже терапевты, работающие в одной организации, часто отделены друг от друга стенами. В некоторых организационных практиках, таких, как индивидуальная супервизия, поддерживается стремление к индивидуализированному подходу в терапевтической работе.

При этом я не хочу пренебречь тем, что некоторые женщины явно предпочитают индивидуальные консультации. Также я бы не хотела преуменьшать количество способов, которыми терапевты могут проводить беседы по восстановлению участия (re-membering) и практики внешнего свидетельствования в работе с отдельными людьми (Mann & Russell 2002). И, конечно, во многих организациях женщин объединяют вместе — в терапевтические группы, длительные группы поддержки, при совместном консультировании, на образовательных форумах, и/или программах семейной терапии и/или при обеспечении взаимной поддержки сотрудников организации.

Но мне бы также хотелось обсудить, каким образом некоторые организационные практики могут непреднамеренно поддерживать изоляцию. Я, в частности, заинтересована в том, чтобы сразу замечать:

• организационные практики, которые могут способствовать тому, чтобы консультанты/терапевты в одиночестве осмысляли сложные и вызывающие сомнения моменты в работе;
• практики, которые могут способствовать разобщению и разделению коллег. Они включают практики сравнения или соревнования, подразумевающие, что сотрудникам требуется «соответствовать» определенному описанию успешного работника;
• допущения, которые могут препятствовать тому, чтобы сотрудники обсуждали некоторые дилеммы в своей работе. Они включают представление о том, что каждый сотрудник обязан «иметь все ответы»;
• практики, которые могут отделить терапевтов/консультантов от их собственного знания о том, что они привносят в терапевтические беседы (в смысле идей, переживаний/опыта и конкретных добровольно взятых на себя обязательства, ценностей и т.д.)

Для каждой из этих организационных практик, оставляющих место для изоляции, существуют альтернативные практики, которые поддерживают взаимодействие, общность и сопричастность в работе. Например:
• практики по созданию форумов (социальных пространств), где у работников есть возможность поговорить о сложных и вызывающих сомнения моментах в работе;
• практики, позволяющие работникам обсуждать различные способы работы и вносить свой вклад в дискуссии;
• формирование организационной культуры на основе идеи, что не столько отдельный человек должен «владеть» ответами, сколько ответы могут быть созданы в процессе разговора и сотрудничества;
• развитие такого взаимодействия в организации, которое будет признавать уникальные идеи, переживания и добровольно взятые на себя обязательства каждого работника.

Именно рассказы женщин о влиянии изоляции на их жизни помогли мне лучше понять, что я не свободна от влияния господствующих в культуре изолирующих практик, работающих на то, чтобы отделять людей друг от друга. Обдумав это, я стала лучше осознавать, что именно практики сотрудничества позволяют мне не «срываться», не «сгорать», а продолжать работать. Мне очень важно, что другие люди разделяют со мной добровольно взятое на себя обязательство отслеживать практики, способные привести к изоляции или разобщению. Это поддерживает меня не только в поиске способов сопротивления изолирующим практикам, но также в создании творческих способов сделать так, чтобы беседы и сотрудничество были больше представлены в моей работе.

Я также поняла и оценила, что в противостоянии изоляции важным для меня является понятие сообщества. Я хочу думать о своей работе не как об одиночном усилии, а как о части партнерских, коммунитарных попыток преодоления насилия и жестокости. Понятие сообщества также побуждает меня внимательнее задавать женщинам вопросы о тех отношениях в их жизни, которые дают им поддержку. Это могут быть какие-то отношения в прошлом, в детстве или текущие связи с друзьями, детьми, партнерами или группой поддержки. Это могут быть даже отношения с теми, кто уже покинул этот мир.

Эта ориентация на сообщество также влияет на мое собственное ощущение от работы. Пока я пишу эти слова, я вспоминаю о сообществе людей, которые со мной в моей консультативной работе. Это сообщество состоит из тех, кто обращался ко мне за консультацией в прошлом, из моих сослуживцев, коллег, друзей, семьи и авторов, делившихся своими размышлениями при помощи письменного слова. Это сообщество людей, с которыми я разделяю добровольно взятое на себя обязательство по оспариванию социальных и культурных практик, способствующих злоупотреблениям властью. Это сообщество для меня очень ценно. Поддерживая связь с этим сообществом, я знаю, что я не одна в своей работе. Я также постоянно вспоминаю, что любые попытки откликаться на насилие и жестокость – это не единичные усилия, они связаны с общими знаниями, приверженностью определенным принципам и поступками, общими для множества людей, работающих в самых разных условиях и контекстах.

ЧАСТЬ 3:
Как терапевт может понимать собственное страдание — и что делать, когда оно возникает

В последнее время я заметила, что все больше внимания стало уделяться последствиям свидетельствования травмирующим и/или насильственным происшествиям в жизни психологов-консультантов, работников служб экстренной помощи, спасателей, полицейских и других (Weingarten 2003). В сфере психологического консультирования этот интерес, в частности, сосредотачивается на переживании работниками страдания, печали и усталости, способах понимания этих переживаний и методах поддержки работников (Richardson 2001).

То, что этому стали уделять больше внимания, побудило меня больше думать о способах понимания «тяжелых участков» работы. Оно привело меня к размышлениям о благополучии и заботе о себе — в связи со слушанием рассказов женщин о пережитом ими насилии. Оно также заставило меня задуматься о том, как мы понимаем переживания страдания, горя, шока и печали, которые могут временами сопровождать эта работу.

Прежде чем обсудить разные способы рассмотрения переживаний страдания и грусти, я бы хотела признать, что я работаю в поддерживающей обстановке, в хорошо обеспеченной организации, в безопасных условиях. Маловероятно, что я сама в повседневной жизни подвергнусь жестокому обращению. Не для всех консультантов это так. Я не хочу делать допущение, что то, что подходит мне в моем контексте, подходит и тем, кто работает в совсем других обстоятельствах.

В этом разделе я предложу несколько способов понимания, которые оказываются полезными для меня, когда я испытываю страдание, тяжесть на сердце, печаль или ощущение перегрузки после консультаций с женщинами, пережившими в детстве сексуальное насилие. Я предлагаю эти способы здесь в надежде, что они могут оказаться полезными другим терапевтам, и что это поспособствует дальнейшему обсуждению этой темы.

Как можно понимать страдание, переживаемое терапевтом

Возможность признать то, что было замечено

Страдание не возникает случайно. По моему опыту, оно часто отражает некое новое знание или понимание, которое появилось в процессе слушания конкретных историй о насилии и травме. Поэтому ощущение страдания может служить благоприятной возможностью, поводом назвать и обдумать, что именно теперь терапевт видит и воспринимает иначе. Это может быть осознание какого-то нового понимания о жизни. Например, терапевт может понять, что достиг гораздо большего осознания масштаба насилия в мире, или утратил неосознанность/невежество в этом отношении. Или страдание терапевта может быть связано с новым пониманием тех, кто подвергся насилию (например, терапевт может осознать могущество страха, сопровождавшего чье-то детство, или лучше представить себе практики власти и «капканы», в которых этих людей держали). В ином случае ощущение страдания может быть связано с тем, как конкретная история подтверждает собственный жизненный опыт терапевта (например, конкретная история может вызвать мощный резонанс в отдельных аспектах опыта терапевта).

Эти чувства страдания могут быть хорошей возможностью развивать, пересматривать и больше обдумывать наши представления о мире и о том, какой жизнью мы бы хотели жить, — и искать способ вносить эти темы в наши беседы с другими людьми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: