Ценности и намерения, проявляющиеся в задавании вопроса «Как вы можете заниматься этой работой»

Это возвращает нас к разговору с Кэти, который я упоминала вначале. Когда женщина спрашивает меня «Как вы можете заниматься этой работой?», мне очень интересно узнать о ценностях, побуждающих ее задать этот вопрос. Кэти очень четко заявляла, что насилие не должно распространиться дальше. Она брала на себя ответственность за то, чтобы пережитое ею не имело продолжения в разрушительном, вредном, негативном или травмирующем влиянии на жизни других людей, включая мою. Это было для Кэти очень важным в наших беседах, и я со временем больше узнала о том, что это вообще одна из самых мужественно отстаиваемых ценностей в ее жизни.

Слушая рассказы о значимых ценностях, которых придерживаются люди, можно задавать о них много вопросов. Становится возможным спрашивать об истории добровольно взятых на себя обязательств, касающихся заботы. Можно услышать истории о том, как эти добровольно взятые на себя обязательства проявились в других значимых отношениях в жизни женщины. Становится возможным узнать об областях жизни, которые удалось защитить от последствий насилия.

Есть ряд моментов, которые я хочу рассматривать и «держать в голове», когда кто-то задает вопрос «Как вы можете заниматься этой работой?». Это размышления о влиянии историй замалчивания; о последствиях некоторых способов понимания терапии; о последствиях насилия; а также о ценностях и добровольно взятых на себя обязательствах, которые лежат в основе этого вопроса. Я стараюсь не делать допущений о том, что этот вопрос может значить для задающих его женщин.

Поиск путей ответа на вопрос «Как вы можете заниматься этой работой?», которые бы признавали и уважали намерения женщин, задающих его, и никак бы не поддерживали дальнейшее замалчивание, – сложная задача для меня.

На данном этапе есть ряд разных ответов, которые я могу дать в зависимости от контекста.

• Иногда я могу больше расспросить конкретную женщину о том, что ей нужно знать про мой опыт работы, что помогло бы ей говорить о том, что важно для нее. Она тогда может задать другие вопросы, например: «Вы уносите истории с собой домой?», «С кем еще вы разговариваете об этом?». Эти вопросы дают мне возможность поговорить о том, как я получаю поддержку в своей работе. Они также предоставляют мне шанс быть прозрачной в отношении организационных практик супервизии, конфиденциальности, документации и пр. таким образом, чтобы помочь женщине совершать информированный выбор касательно того, о чем она будет мне рассказывать.

• Иногда кажется важным признать, что бывают моменты, когда я действительно испытываю печаль или страдание, когда слушаю истории о насилии. Я не остаюсь нейтральной, слушая о насилии, и я стараюсь разъяснить, почему это важно для меня.

• Иногда я говорю о широком диапазоне чувств, возникающих у меня в связи с работой – от скорби и замешательства до восхищения и сопричастности.

• Иногда я описываю, сколькому я учусь в каждой из бесед, и как мои консультации с одной женщиной помогают мне в работе с другими. Я сообщаю женщине, которая передо мной, что беседы с ней помогут мне в работе с другими.

• Иногда я рассказываю, что когда я слушаю женщин, я уделяю внимание не только тому, каким образом насилие влияет на их жизни, но также и иным историям, которые женщины оберегали и взращивали на протяжении многих лет, но почти не имели возможности разделить с другими людьми. Я упоминаю, что мне всегда интересно услышать об отношениях, которые могли поддерживать женщин годами.

• Я часто признаю тот вклад, который внесли в мою работу другие женщины, в прошлом разговаривавшие со мной об опыте насилия. Я хочу, чтобы женщина, сидящая передо мной, знала, насколько в своей работе я основываюсь на знании и опыте этих других женщин. Если бы их не было, я бы не могла делать свою работу так, как сейчас.

• Мне интересно узнать больше о том, почему вопрос «Как вы можете заниматься этой работой» важен для женщин, с какими ценностями и добровольно взятыми на себя обязательствами он может быть связан. И, если нужно, я потом стараюсь найти способы создать их насыщенные описания.

• И наконец, мне важно услышать от женщин, какое воздействие на них оказывают мои ответы; интересует ли их то, что я сказала, и есть ли другие вопросы, о которых было бы хорошо поговорить (Morgan 2000).

ЧАСТЬ 2:
Что вопрос «Как вы можете заниматься этой работой?» значит для меня

Когда я задумываюсь над вопросом «Как вы можете заниматься этой работой?», я сознаю, что мои переживания от консультирования различаются в разные дни, в течение одного дня и даже в ходе одного разговора! Я также сознаю, что этот вопрос мне иногда задают вне контекста терапии – друзья, члены семьи или новые знакомые. Когда бы меня об этом не спросили, этот вопрос заставляет меня думать о множестве раз, когда я слышала рассказы женщин о грубом предательстве доверия, об обмане, боли и травме, связанной с сексуальным насилием над ребенком.
В течение одной недели я могу в ходе консультаций испытывать:
Бешенство, когда я слышу об искусных и осторожных уловках спортивного тренера, предпринимаемых, чтобы завоевать доверие взрослых и продолжать сексуальное насилие над всеми детьми в семье.
• Разделенное с женщиной радостное волнение, когда она признает, что не виновата в насилии, которое было свершено над ней.
Воодушевление в связи с добровольно взятыми на себя обязательствами, которые молодая женщина взяла на себя, чтобы защитить других детей от человека, насиловавшего ее, несмотря на то, что это угрожало ее собственной безопасности.
Чувство удовольствия, когда я вместе с женщинами рассматриваю, каким образом многие их знакомые нравственно и заботливо вносят вклад в их жизнь.
Страдание от того, что слова насильника продолжают звучать в душе и уродовать жизнь женщины пятьдесят лет спустя после того, как они были сказаны.
Смех и радость от того, насколько дерзкие и остроумные стратегии используют женщины, чтобы отобрать свою жизнь из-под власти последствий насилия.
Беспокойство, тревогу и страх за безопасность некоторых женщин в связи с риском возможного самоповреждения или жестокого обращения со стороны других людей в их жизни.
Надежду, что рассказ о насилии может позволить женщинам в меньшей степени страдать от его последствий в жизни.
Отчаяние от того, как некоторые люди, занимающие позицию силы и влияния, злоупотребляют властью, чтобы осуществлять насилие над слабыми.
Глубокую печаль от понимания, каково было маленьким детям в полном одиночестве пытаться каким-то образом осмыслить насилие.
Разделенную радость, когда женщина дает имя другой жизненной истории, которая отражает добровольно взятые ею на себя обязательства заботиться о себе и других и прослеживается в том, как она защищала себя и своих братьев и сестер в детстве. Такая история может получить название «великий побег» или «жизнь, посвященная защите и заботе о детях».

Конечно, есть много других аспектов работы, которые я могла бы здесь описать, но я надеюсь, этот список дает некоторое представление о множестве смыслов, которые имеет для меня моя консультативная работа.

Сейчас я бы хотела более подробно обсудить, что позволяет мне не «сорваться» и не «сгореть», а продолжать работать. Именно таков для меня смысл вопроса «Как вы можете заниматься этой работой?». То, что делает мою работу экологичной, позволяет двигаться дальше, — это, в частности, бережное слушание и бережный отклик на истории о травме и насилии; поддержка, которая у меня есть для этого; а также поиск способов признать и отпраздновать с другими людьми позитивные стороны этой работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: