Тема 6. КОНКУРЕНЦИЯ, ЕЕ ВИДЫ, МОДЕЛИ И МЕТОДЫ.
Сущность конкуренции, ее роль в рыночной экономике.
Конкуренция – это элемент рыночного механизма, форма взаимодействия рыночных субъектов, их экономического соперничества за наиболее выгодные условия производства, купли и продажи товаров, условия предложения капитала, источники сырья, рынки сбыта и др.
Положительные стороны конкуренции:
· Она вынуждает производителей улучшать качество продукции, расширять ассортимент, снижать издержки производства, внедрять достижения НТП.
· Конкуренция способствует превращению рыночных отношений в системе экономического принуждения к высоко производительному эффективному труду.
Негативные стороны конкуренции:
· Сговор товаропроизводителей за раздел рынков сбыта, установление заведомо завышенных цен, скупка патентов не для их использования, а для того чтобы их не использовали конкуренты.
· Чрезмерные расходы на рекламу.
Виды и модели конкуренции.
В экономической литературе применяется классификация видов и моделей конкуренции в зависимости от ряда факторов:
1. В зависимости от сферы действия:
· Внутриотраслевая конкуренция - ведется между предприятиями, выпускающими одинаковую или взаимнозаменяющую продукцию, за лучшие условия производства и сбыта. Это конкуренция побуждает производителей снижать издержки производства, повышать качество продукции, чтобы удержать покупателя. Ее результатом является установление одинаковой рыночной цены на однородные товары одинакового качества.
· Межотраслевая – ведется предприятиями различных отраслей за наиболее прибыльные сферы вложения капитала и получение максимальной прибыли. Ее результатом является образование средней нормы прибыли и цены производства.
2. В зависимости от состояния рынка.
Анализ рынка предполагает определение такого понятия как концентрация рынка, т.е. степень преобладания или доминирования на рынке одной или нескольких фирм. Индекс Герфиндаля: данный показатель свидетельствует о степени концентрации рынка и определяется как сумма квадратов рыночных долей, выраженных в % каждой фирмы в отрасли: I H = S12 + S22 + … + Sn2. Высший показатель концентрации = 10 000. Безопасным, с точки зрения отсутствия монополизации, рынок считается при показателе = 1000.
Различные виды и модели конкуренции различаются по специфическим признакам:
· число фирм на рынке
· тип продукта
· контроль над ценами
· входные барьеры
· неценовая конкуренция
· доступность информации
Совершенная (чистая) конкуренция имеет ряд признаков:
1. Очень большое число фирм, действующих независимо друг от друга, лишенных возможности влиять на цены.
2. Тип продукта стандартизированный (однородный – зерно, цемент, нефть).
3. Контроль над ценами отсутствует.
4. Свободное вступление и выход из отрасли.
5. Отсутствует неценовая конкуренция.
6. Доступ к информации свободный.
Примеры отраслей: рынки с/х продукции; примеры фирм: мелкие фермерские хозяйства; пенсионеры, торгующие на улицах.
Несовершенная конкуренция – это конкуренция, ограниченная экономической властью немногих производителей или покупателей на рынке, диктующих его основные параметры: объем продукции, цены и качество. Эта конкуренция характерна для современного рынка и имеет следующие модели:
1. Монополистическая конкуренция, ее основные признаки:
· большое количество фирм на рынке
· продукция дифференцирована (качество, свойства, ассортимент – обувь, одежда, телевизоры)
· контроль над ценами ограничен, частичный контроль над рыночными ценами со стороны отдельных фирм.
· относительно свободное вступление и выход из отрасли
· имеет место неценовая конкуренция (реклама, торговые марки и знаки)
· доступ к рыночной информации имеют только некоторые.
Примеры: производство одежды, операторы связи, книжные издания, рынки медицинских товаров, рестораны и т. д.
2. Олигополия, для нее характерно:
· наличие нескольких крупных фирм производителей доминирующих на рынке (до 10), фирмы зависимы друг от друга
· тип продукта может быть дифференцированный и стандартизированный
· контроль над ценами частичный, при тайном сговоре значительный
· наличие существенных препятствий для вступления в отрасль
· типичная неценовая конкуренция (по качеству, по использованию рекламы)
· доступ к рыночной информации существенно ограничен.
Примеры: производство стали, автомобилей, многих электроприборов, самолетостроение, судостроение
Это ведущая модель конкурирующего рынка.
3. Монополия чистая:
· единственный производитель, полностью контролирующий объем определенного товара
· тип продукта уникальный
· значительный контроль над ценами
· вступление в отрасль блокировано
· наличие неценовой конкуренции: главным образом реклама связи фирмы с общественными организациями
· ограниченный доступ к информации
4. Монополия естественная, официально признана неизбежной монополией на производство ряда товаров и услуг (ж/д дороги, поставщики электричества, воды). Отрасль является естественной монополией, когда производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя и более фирмами. Цены и тарифы на продукты регулируются государством.
5. Монопсония – один покупатель определенного товара и множество продавцов.
6. Олигопсония – наличие нескольких покупателей (2) одного товара.
7. Дуополия – два производителя одного товара.
8. Билатеральная монополия – наличие одного производителя и единого потребителя.
Обозначения заимствованы из греческого языка: poli – много, oligoi – несколько, monos – один; opsonein – покупать, polein – продавать.