Виды и модели конкуренции

Тема 6. КОНКУРЕНЦИЯ, ЕЕ ВИДЫ, МОДЕЛИ И МЕТОДЫ.

Сущность конкуренции, ее роль в рыночной экономике.

Конкуренция – это элемент рыночного механизма, форма взаимодействия рыночных субъектов, их экономического соперничества за наиболее выгодные условия производства, купли и продажи товаров, условия предложения капитала, источники сырья, рынки сбыта и др.

Положительные стороны конкуренции:

· Она вынуждает производителей улучшать качество продукции, расширять ассортимент, снижать издержки производства, внедрять достижения НТП.

· Конкуренция способствует превращению рыночных отношений в системе экономического принуждения к высоко производительному эффективному труду.

Негативные стороны конкуренции:

· Сговор товаропроизводителей за раздел рынков сбыта, установление заведомо завышенных цен, скупка патентов не для их использования, а для того чтобы их не использовали конкуренты.

· Чрезмерные расходы на рекламу.

Виды и модели конкуренции.

В экономической литературе применяется классификация видов и моделей конкуренции в зависимости от ряда факторов:

1. В зависимости от сферы действия:

· Внутриотраслевая конкуренция - ведется между предприятиями, выпускающими одинаковую или взаимнозаменяющую продукцию, за лучшие условия производства и сбыта. Это конкуренция побуждает производителей снижать издержки производства, повышать качество продукции, чтобы удержать покупателя. Ее результатом является установление одинаковой рыночной цены на однородные товары одинакового качества.

· Межотраслевая – ведется предприятиями различных отраслей за наиболее прибыльные сферы вложения капитала и получение максимальной прибыли. Ее результатом является образование средней нормы прибыли и цены производства.

2. В зависимости от состояния рынка.

Анализ рынка предполагает определение такого понятия как концентрация рынка, т.е. степень преобладания или доминирования на рынке одной или нескольких фирм. Индекс Герфиндаля: данный показатель свидетельствует о степени концентрации рынка и определяется как сумма квадратов рыночных долей, выраженных в % каждой фирмы в отрасли: I H = S12 + S22 + … + Sn2. Высший показатель концентрации = 10 000. Безопасным, с точки зрения отсутствия монополизации, рынок считается при показателе = 1000.

Различные виды и модели конкуренции различаются по специфическим признакам:

· число фирм на рынке

· тип продукта

· контроль над ценами

· входные барьеры

· неценовая конкуренция

· доступность информации

Совершенная (чистая) конкуренция имеет ряд признаков:

1. Очень большое число фирм, действующих независимо друг от друга, лишенных возможности влиять на цены.

2. Тип продукта стандартизированный (однородный – зерно, цемент, нефть).

3. Контроль над ценами отсутствует.

4. Свободное вступление и выход из отрасли.

5. Отсутствует неценовая конкуренция.

6. Доступ к информации свободный.

Примеры отраслей: рынки с/х продукции; примеры фирм: мелкие фермерские хозяйства; пенсионеры, торгующие на улицах.

Несовершенная конкуренция – это конкуренция, ограниченная экономической властью немногих производителей или покупателей на рынке, диктующих его основные параметры: объем продукции, цены и качество. Эта конкуренция характерна для современного рынка и имеет следующие модели:

1. Монополистическая конкуренция, ее основные признаки:

· большое количество фирм на рынке

· продукция дифференцирована (качество, свойства, ассортимент – обувь, одежда, телевизоры)

· контроль над ценами ограничен, частичный контроль над рыночными ценами со стороны отдельных фирм.

· относительно свободное вступление и выход из отрасли

· имеет место неценовая конкуренция (реклама, торговые марки и знаки)

· доступ к рыночной информации имеют только некоторые.

Примеры: производство одежды, операторы связи, книжные издания, рынки медицинских товаров, рестораны и т. д.

2. Олигополия, для нее характерно:

· наличие нескольких крупных фирм производителей доминирующих на рынке (до 10), фирмы зависимы друг от друга

· тип продукта может быть дифференцированный и стандартизированный

· контроль над ценами частичный, при тайном сговоре значительный

· наличие существенных препятствий для вступления в отрасль

· типичная неценовая конкуренция (по качеству, по использованию рекламы)

· доступ к рыночной информации существенно ограничен.

Примеры: производство стали, автомобилей, многих электроприборов, самолетостроение, судостроение

Это ведущая модель конкурирующего рынка.

3. Монополия чистая:

· единственный производитель, полностью контролирующий объем определенного товара

· тип продукта уникальный

· значительный контроль над ценами

· вступление в отрасль блокировано

· наличие неценовой конкуренции: главным образом реклама связи фирмы с общественными организациями

· ограниченный доступ к информации

4. Монополия естественная, официально признана неизбежной монополией на производство ряда товаров и услуг (ж/д дороги, поставщики электричества, воды). Отрасль является естественной монополией, когда производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя и более фирмами. Цены и тарифы на продукты регулируются государством.

5. Монопсония – один покупатель определенного товара и множество продавцов.

6. Олигопсония – наличие нескольких покупателей (2) одного товара.

7. Дуополия – два производителя одного товара.

8. Билатеральная монополия – наличие одного производителя и единого потребителя.

Обозначения заимствованы из греческого языка: poli – много, oligoi – несколько, monos – один; opsonein – покупать, polein – продавать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: