double arrow

Условия становления конкуренция, ее виды

Конкуренция – это соперничество (состязание) товаропроизводителей за выгодные условия хозяйствования и получение максимальной прибыли.

Конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной самостоятельности. Она представляет собой важный элемент рыночного механизма, который обеспечивает взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции.

Основными условиями становления конкуренции и формирования конкурентной среды являются:

1) экономическая обособленность производителей, выраженная в экономической свободе всех субъектов рынка;

2) большое количество самостоятельных и равноправных хозяйствующих субъектов, производящих разнообразные товары;

3) возможность получения и присвоения прибыли как главного результата хозяйствования;

4) реализация экономических интересов всех агентов рынка;

5) наличие правовой базы и свободного равного доступа к рыночной информации (о ценах, издержках, процентных ставках, прибыли и т. д.) для организации непрерывного процесса производства и реализации продукции.

По форме конкуренция представляет систему норм, правил и методов хозяйствования рыночных субъектов. Различают конкуренцию производителей (продавцов) и потребителей (покупателей).

Конкуренция производите лей вызвана их борьбой за потребителя и осуществляется с помощью цен и издержек. Это основной, преобладающий вид конкуренции.

Конкуренция потребителей связана с борьбой индивидуальных потребителей за доступ к различным товарам (или производителей за прикрепление к выгодным поставщикам и продавцам товара).

Сущность конкуренции проявляется в ее функциях:

1) регулирующая - нацеливает производство на удовлетворение потребительского спроса;

2) стимулирующая - направлена на активизацию эффективного производства для получения наибольшей прибыли при минимальных издержках;

3) распределительная связана с рациональным размещением факторов производства; данная функция позволяет наиболее эффективно размещать основные факторы производства (труд, земля, капитал) там, где они приносят наибольший доход;

4) инновационная - связана с необходимость постоянного использования достижений НТП, новой техники и технологии для повышения производственной и коммерческой деятельности фирмы;

5) дифференцирующая - связана с укрупнением производства в результате прекращения неэффективной хозяйственной деятельности.

Таким образом, конкуренция является необходимым и обязательным элементом, выполняющим организующую роль в системе рыночного механизма.

Продолжительность конкурентного процесса тесно связана с продолжительностью процесса производства и реализации продукции.

Конкуренция создает благоприятные условия для нормального функционирования рыночного механизма и влияет:

- на образование цен;

- на достижение равновесного состояния рыночной среды;

- на самонастраиваемость рыночной системы.

Рыночная конкуренция имеет достоинства и недостатки.

Достоинства таковы:

- способствует эффективному использованию ресурсов при производстве товаров;

- позволяет быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям производства;

- создает оптимальные условия для использования достижений НТП;

- обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

- нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и повышение качества товаров и услуг.

Недостатки:

- не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и окружающей среды;

- не обеспечивает производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, дамбы, общественный транспорт);

- не создает условия для развития фундаментальных наук и системы общего образования;

- не решает социальных проблем;

- способствует возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

Таким образом, конкуренция – сложный, противоречивый процесс, который является важным элементом рыночного механизма и обеспечивает его эффективное функционирование.

Конкуренция ведется с помощь различных методов. Различают ценовую (цены и издержки) и неценовую конкуренцию.

При ценовой конкуренции используют:

- методы, направленные на получение дополнительной прибыли посредством уменьшения цен и издержек без изменения качества продукции;

- методы ценовой дискриминации: продажа одного и того же товара по различным ценам, когда ценовые различия не соответствуют издержкам.

При неценовой конкуренции используют:

- повышение качества продукции через внедрение НТП;

- способы адаптации потребительных свойств товара к вкусам и предпочтениям покупателей;

- сервисизацию сбыта;

- рекламу.

В рыночных условиях предприниматели часто прибегают к недозволенным методам конкурентной борьбы.

Применение запрещенных законом методов ведения конкурентной борьбы называется недобросовестной конкуренцией. К числу наиболее распространенных методов недобросовестной конкуренции относятся:

- распространение ложных сведений о конкуренте;

- разработка искаженной информации о товаре;

- незаконное использование фирменного знака конкурента;

- реклама товаров, не обладающих нужными качествами;

- экономический шпионаж.

Различают следующие виды конкуренции: совершенную и несовершенную.

Совершенная конкуренция (полиполия) – состояние рынка, при котором существует множество производителей и потребителей, которые не влияют на рыночную цену. Это означает, что спрос на продукцию не сокращается по мере увеличения продаж.

Несовершенная конкуренция – конкуренция, при которой производители (потребители) влияют на цену и ее изменяют. При этом объем продукции и доступ производителей на данный рынок ограничены. Такая конкуренция, как правило, монополистична, поэтому ее главными признаками являются монопольная цена и монопольная прибыль.

Основные типы конкуренции можно представить в виде следующей схемы (рис. 13).

Полиполия (совершенная конкуренция) – конкуренция, при которой функционирует много продавцов и покупателей, и они не влияют на цену.

Олигополия (несколько продавцов и много покупателей) – тип рыночной конкуренции, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой неценовую конкуренцию. Разновидностями олигополии являются билатеральная олигополия и дуополия.

Покупатели Производители (продавцы)
Много Несколько Один
Много Полиполия Олигополия Монополия
Несколько Олигопсония Билатеральная олигополия Ограниченная Монополия
Один Монопсония Ограниченная монопсония Билатеральная Монопсония

Рис. 13. Основные типы конкуренции

Билатеральная олигополия – несколько продавцов и несколько покупателей.

Дуополия – тип конкуренции, при которой имеются только два продавца определенного товара и между ними отсутствует монополистическое соглашение о ценах, рынках сбыта, квотах на производство.

Монополия, или чистая монополия (один продавец и много покупателей) – тип конкуренции, при которой функционирует единственный производитель продукта, нет товаров-заменителей, доступ на рынок другим фирмам закрыт, так как существуют экономические барьеры. Различают ограниченную и монополистическую конкуренцию.

Ограниченная монополия – тип конкуренции, при которой действуют один производитель и несколько потребителей.

Монополистическая конкуренция (много производителей, создающих множество разнообразных товаров) – тип рыночной структуры, возникающий в результате производства множества разнообразного, недифференцированного товара большим числом производителей.

Олигопсония (много продавцов и несколько покупателей) – тип рыночной конкуренции, при которой существует группа покупателей определенного товара, диктующая цену через спрос (монополия со стороны покупателей).

Монопсония (один покупатель и много продавцов) – тип конкуренции, при которой существует монополия единственного покупателя. Ограничивая свои покупки, покупатель обеспечивает себе монопольный доход за счет потери части дохода продавца. Различают ограниченную монопсонию и билатеральную монопсонию.

Ограниченная монопсония – несколько продавцов и один покупатель. Цену диктует покупатель.

Билатеральная монопсония (двухсторонняя монопсония) – тип конкуренции, при которой возникает противоборство единого (объединенного) производителя и единого (объединенного) потребителя (электроэнергетики, поставщики воды и газа).

Таким образом, разнообразные виды и типы конкуренции отражают различные условия хозяйствования.

4.2. Совершенная конкуренция: основные черты и особенности

Совершенная конкуренция является абстрактной моделью, так как в реальной действительности встречается редко и используется для анализа рыночного поведения фирмы.

Совершенная конкуренция имеет следующие характерные черты.

1. На рынке присутствует большое количество производителей и покупателей. Вход на рынок и выход из него свободен. Это значит, что любой человек может стать предпринимателем или наемным работником. Исключается любая форма дискриминации потребителей, т.е. любой человек, имеющий деньги, может купить товары, которые ему нужны.

2. Существует абсолютная подвижность материальных, финансовых, трудовых и других факторов производства. Это означает, что если изменится спрос на товар, то произойдет перелив факторов производства из менее прибыльных отраслей в более прибыльные. Получение максимальной прибыли связано с применением более эффективных технологий, организации труда и производства.

3. Существует полная информированность участников рынка обо всех рыночных изменениях. Это означает:

- покупатели и продавцы имеют полное представление об условиях спроса и предложения, знают цены на факторы производства и готовую продукцию, действуют в соответствии с этими ценами;

- величина прибыли во всех отраслях известна всем конкурентам, которые свободно входят в отрасль и выходят из нее.

4. Одноименные товары однородны, т. е. покупатели воспринимают материальные блага как взаимозаменяемые товары и выбирают товары исключительно по цене. Если цена растет, то покупатели переключаются на другие товары.

5. Участники рынка не влияют на принимаемые друг другом решения. Число рыночных субъектов очень велико, а вклад каждого производителя в общий объем незначителен. В результате каждый производитель в отдельности не может повлиять на рыночную цену и изменить ее. Рыночная цена формируется только через механизм спроса и предложения. Каждый продавец продает товар по одной и той же цене, так как при повышении цены он потеряет покупателей. При снижении цены ниже рыночной доход от продаж не будет максимальным, так как максимальный доход получают по равновесной (рыночной) цене.

Главные достоинства совершенной конкуренции состоят в том, что она:

- позволяет достичь соответствия экономических интересов производителей и потребителей через уравновешивание спроса и предложения, через достижение равновесной цены и равновесного объема;

- обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов благодаря информации, заложенной в цене;

- ориентирует производителя на потребителя, т. е. на достижение главной цели – удовлетворения различных экономических потребностей человека.

Таким образом, при совершенной конкуренции достигается оптимальное (конкурентное) состояние рынка, при котором нет ни прибыли, ни убытков.

Вместе с тем совершенная конкуренция имеет ряд недостатков:

1) имеет место равенство возможностей, но одновременно сохраняется неравенство результатов;

2) благо, которое нельзя разделить и оценить поштучно, в условиях совершенной конкуренции не производится;

3) не учитываются различные вкусы потребителей, так как существует стремление к унификации.

Таким образом, совершенная конкуренция является простейшей рыночной ситуацией, позволяющей понять, как действительно функционирует рыночный механизм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: