Тема 7. Конкуренция и монополия в рыночной системе.
Конкуренция: сущность, виды функции и формы.
Методы конкурентной борьбы. Социально-экономические последствия конкуренции.
Причины возникновения и сущность монополий.
Последствия монополизации. Антимонопольная политика.
Конкуренция: сущность, виды функции и формы.
Конкуренция – это экономическое соперничество между участниками рыночного хозяйства за более выгодные условия производства, продажи, покупки товаров.
Закон конкуренции как один из основных законов рынка основывается на разности между стоимостью товара и издержками по его производству и на взаимоотношении «продавать товар по цене ниже его стоимости, имея при этом доход», т. е. Это борьба за экономическое выживание и процветание.
Сущность конкуренции, которая означает широкое рассредоточение экономической власти внутри двух главных совокупностей экономики (домохозяйства и предприниматели) означает следующее:
|
|
1. На рынке имеется такое большое число продавцов, при котором каждый из них обеспечивает незначительную долю общего объема предложения, а следовательно, он не в состоянии воздействовать на цены товаров.
2. Наличие на рынке большого числа покупателей.
Различные виды конкуренции зависят от определенных показателей состояния рынка:
Ø Количество фирм, поставляющих товар на рынок.
Ø Свобода вхождения производителя на рынок и выхода из него.
Ø Дифференциация товаров.
Ø Степень контроля фирмы рыночной цены.
Виды конкуренции:
1. Совершенная.
2. Несовершенная:
§ Чистая монополия;
§ Монополистическая конкуренция;
§ Олигополия.
Позитивная роль конкуренции в рыночной экономике проявляется в ее функциях.
Функции конкуренции:
- Это единственное возможное средство достижения сбалансированности между спросом и предложением, а в конечном итоге – между общественным производством и потребностями.
- Согласование интересов производителей. Посредством рыночного механизма конкуренция направляет индивидуальные интересы в рамках общественных.
- Конкуренция стимулирует снижение индивидуальных производственных затрат.
- Конкуренция стимулирует повышение качества продукции.
- Конкуренция формирует рыночную цену.
Формы конкуренции:
- Внутриотраслевая конкуренция – конкуренция между производителями определенной отрасли. Она охватывает условия производства, рынки сбыта, затраты производства и т. д. Такая форма конкуренции способствует обновлению производственного аппарата.
- Межотраслевая конкуренция – конкуренция между предприятиями и фирмами различных отраслей. Объектом такой конкуренции выступает более высокая норма прибыли в той или иной отрасли. Отсюда вытекает борьба за более выгодное вложение капитала. Она способствует межотраслевому переливу капиталов и перемещению ресурсов в более эффективные отрасли и сферы производства.
- Международная конкуренция – конкуренция производителей на мировом рынке. Включает элементы внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции. Она способствует сбалансированному развитию мирового рынка, а отсюда – переливу капитала не только между сферами производства, но и разными странами.
- Видовая конкуренция – конкуренция товаров одного вида и одного назначения, но отличающихся по некоторым важным характеристикам.
- Предметная конкуренция – конкуренция идентичных товаров, различающихся по качеству, срокам гарантии и имеющих незначительные, но привлекательные для покупателя отличия.
Формы 1, 2 и 3 являются основными формами конкуренции.
|
|
2. Методы конкурентной борьбы. Социально-экономические последствия конкуренции.
Методы конкурентной борьбы:
- Методы ценовой конкуренции (снижение издержек).
- Методы неценовой конкуренции (качество, реклама, сервис).
- Нечестная конкуренция (дезинформация потребителя, распространение компрометирующей информации о конкуренте, промышленный шпионаж, демпинг).
В Украине отношения по поводу недобросовестной конкуренции регулируются Законом Украины «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности», действующим с 1992 г. Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условия для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В соответствии со статьей 7 данного закона, в Украине определены следующие формы недобросовестной конкуренции:
ü Неправомерное использование товарного знака; копирование формы, упаковки, внешнего оформления и прямое воспроизводство товара другого предпринимателя, самовольное использование его имени.
ü Умышленное распространение неправдивых или неточных сведений, которые могут нанести вред деловой репутации или имущественным интересам другого предпринимателя.
ü Получение, использование, разглашение коммерческой тайны и конфиденциальной информации с целью нанесения имущественного ущерба или вреда деловой репутации другого предпринимателя.
Конкуренция имеет как положительные, так и отрицательные социально-экономические последствия.
Положительные последствия конкуренции:
Ø В условиях конкуренции обеспечивается наиболее полное удовлетворение потребностей.
Ø Конкуренция является мощным стимулом для роста качественных характеристик товара.
Ø Обеспечивает эффективность производства.
Ø Конкуренция принуждает быстро реагировать на изменения в рыночной конъюнктуре.
Ø Конкуренция стимулирует инновационные процессы.
Ø Конкуренция выступает обязательным условием динамического развития экономики.
Отрицательные последствия конкуренции:
v Победа в конкурентной борьбе для одних является поражением для других.
v В конкурентной борьбе присутствует желание использовать методы недобросовестной конкуренции, а отсюда – снижение нравственности в обществе.
v Конкуренция оказывает влияние на уровень занятости.
v При интенсивном использовании природных ресурсов невозможно избежать экологических нарушений.
v Конкуренция ведет к определенным потерям общественного и экономического потенциала.