Конкуренция: сущность, виды функции и формы

Тема 7. Конкуренция и монополия в рыночной системе.

 

Конкуренция: сущность, виды функции и формы.

Методы конкурентной борьбы. Социально-экономические последствия конкуренции.

Причины возникновения и сущность монополий.

Последствия монополизации. Антимонопольная политика.

 

Конкуренция: сущность, виды функции и формы.

 

Конкуренция – это экономическое соперничество между участниками рыночного хозяйства за более выгодные условия производства, продажи, покупки товаров.

Закон конкуренции как один из основных законов рынка основывается на разности между стоимостью товара и издержками по его производству и на взаимоотношении «продавать товар по цене ниже его стоимости, имея при этом доход», т. е. Это борьба за экономическое выживание и процветание.

Сущность конкуренции, которая означает широкое рассредоточение экономической власти внутри двух главных совокупностей экономики (домохозяйства и предприниматели) означает следующее:

1. На рынке имеется такое большое число продавцов, при котором каждый из них обеспечивает незначительную долю общего объема предложения, а следовательно, он не в состоянии воздействовать на цены товаров.

2. Наличие на рынке большого числа покупателей.

 

Различные виды конкуренции зависят от определенных показателей состояния рынка:

Ø Количество фирм, поставляющих товар на рынок.

Ø Свобода вхождения производителя на рынок и выхода из него.

Ø Дифференциация товаров.

Ø Степень контроля фирмы рыночной цены.

 

Виды конкуренции:

1. Совершенная.

2. Несовершенная:

§ Чистая монополия;

§ Монополистическая конкуренция;

§ Олигополия.

 

Позитивная роль конкуренции в рыночной экономике проявляется в ее функциях.

Функции конкуренции:

  • Это единственное возможное средство достижения сбалансированности между спросом и предложением, а в конечном итоге – между общественным производством и потребностями.
  • Согласование интересов производителей. Посредством рыночного механизма конкуренция направляет индивидуальные интересы в рамках общественных.
  • Конкуренция стимулирует снижение индивидуальных производственных затрат.
  • Конкуренция стимулирует повышение качества продукции.
  • Конкуренция формирует рыночную цену.

 

 

Формы конкуренции:

  1. Внутриотраслевая конкуренция – конкуренция между производителями определенной отрасли. Она охватывает условия производства, рынки сбыта, затраты производства и т. д. Такая форма конкуренции способствует обновлению производственного аппарата.
  2. Межотраслевая конкуренция – конкуренция между предприятиями и фирмами различных отраслей. Объектом такой конкуренции выступает более высокая норма прибыли в той или иной отрасли. Отсюда вытекает борьба за более выгодное вложение капитала. Она способствует межотраслевому переливу капиталов и перемещению ресурсов в более эффективные отрасли и сферы производства.
  3. Международная конкуренция – конкуренция производителей на мировом рынке. Включает элементы внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции. Она способствует сбалансированному развитию мирового рынка, а отсюда – переливу капитала не только между сферами производства, но и разными странами.
  4. Видовая конкуренция – конкуренция товаров одного вида и одного назначения, но отличающихся по некоторым важным характеристикам.
  5. Предметная конкуренция – конкуренция идентичных товаров, различающихся по качеству, срокам гарантии и имеющих незначительные, но привлекательные для покупателя отличия.

Формы 1, 2 и 3 являются основными формами конкуренции.

 

2. Методы конкурентной борьбы. Социально-экономические последствия конкуренции.

 

Методы конкурентной борьбы:

  1. Методы ценовой конкуренции (снижение издержек).
  2. Методы неценовой конкуренции (качество, реклама, сервис).
  3. Нечестная конкуренция (дезинформация потребителя, распространение компрометирующей информации о конкуренте, промышленный шпионаж, демпинг).

 

В Украине отношения по поводу недобросовестной конкуренции регулируются Законом Украины «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности», действующим с 1992 г. Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условия для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В соответствии со статьей 7 данного закона, в Украине определены следующие формы недобросовестной конкуренции:

ü Неправомерное использование товарного знака; копирование формы, упаковки, внешнего оформления и прямое воспроизводство товара другого предпринимателя, самовольное использование его имени.

ü Умышленное распространение неправдивых или неточных сведений, которые могут нанести вред деловой репутации или имущественным интересам другого предпринимателя.

ü Получение, использование, разглашение коммерческой тайны и конфиденциальной информации с целью нанесения имущественного ущерба или вреда деловой репутации другого предпринимателя.

 

Конкуренция имеет как положительные, так и отрицательные социально-экономические последствия.

 

Положительные последствия конкуренции:

Ø В условиях конкуренции обеспечивается наиболее полное удовлетворение потребностей.

Ø Конкуренция является мощным стимулом для роста качественных характеристик товара.

Ø Обеспечивает эффективность производства.

Ø Конкуренция принуждает быстро реагировать на изменения в рыночной конъюнктуре.

Ø Конкуренция стимулирует инновационные процессы.

Ø Конкуренция выступает обязательным условием динамического развития экономики.

 

Отрицательные последствия конкуренции:

v Победа в конкурентной борьбе для одних является поражением для других.

v В конкурентной борьбе присутствует желание использовать методы недобросовестной конкуренции, а отсюда – снижение нравственности в обществе.

v Конкуренция оказывает влияние на уровень занятости.

v При интенсивном использовании природных ресурсов невозможно избежать экологических нарушений.

v Конкуренция ведет к определенным потерям общественного и экономического потенциала.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: