Второй главный секрет

Первый главный секрет относился к методу достижения успеха. Второй главный секрет относится к подходу.

Суть секрета: пиши, как думаешь. Понимать это следует буквально: мысль идёт — ты её записывай. Теми самыми словами, которыми она идёт. Без попыток «быть объективным», «придерживаться канонов», «выражаться литературно» и так далее. Многие якобы профессиональные журналисты со мной не согласятся, но это так: людям интересно читать про мысли и эмоции других людей. Интересно, что думают другие люди, как они чувствуют, что с ними случалось и всё такое. Публицистика и, тем более, художественная проза — это не информирование. Можно «объективно» написать о том, какое сегодня число, но остальное — либо хитро замаскированный обман, либо следствие неуверенности в себе.

В первом случае «объективный» автор на самом деле всё равно субъективен, поэтому преподносит информацию в том свете, в котором выгодно ему и его заказчикам, но боится, что его на этом запалят, поэтому делает вид, что он «просто дал информацию».

Во втором случае автор опасается, что «его не так поймут», «догадаются, что он не умеет» и «сочтут не джентльменом». Под воздействием всех этих сильных переживаний автор выдаёт безликий и беспомощный текст, который вполне закономерно оказывается неинтересен.

Если же писать о наболевшем, теми словами, которыми об этом хочется говорить, читатели найдутся. Много читателей.

Со временем. А поначалу ни читателей, ни слов будет не хватать. И будет яростно хотеться соответствовать стандартам, чтобы вышло как вон у того или вон у этого. Но сдерживать себя не надо — результат от этого только ухудшается. И не надо пытаться специально подражать — оно неминуемо и так долгое время будет сильно смахивать на подражание.

Кроме того, не надо задаваться вопросом, кому это нужно — этот твой текст. Первое время всегда кажется, что никто не заинтересуется ни твоими рассказами, ни твоими мыслями, ни твоими рассуждениями. Это не так. На самом деле интересно многим. Надо только потренироваться доносить всё это в той форме, от которой означенные многие будут приходить в восторг.

Текст может быть написан сильно стилизованным языком, а может — самым что ни на есть разговорным. И оба варианта — вполне в тему. Главное, чтобы тебе хотелось сказать именно в такой форме.

То есть, твоё личное, субъективное мнение, плюс, та форма, к которой лежит душа, равно секрету успеха.

С ярко выраженным мнением, кстати, поначалу тоже может не срастись. Но и это нарабатывается тренировками. Причём, теми же самыми. Написание субъективным текстов подразумевает рассуждения, соответственно, автор этих текстов неизбежно тренируется рассуждать.

Иными словами, научить этому нельзя, но зато этому можно научиться.

Стиль

Поначалу тебя будет угнетать отсутствие ярко выраженного стиля в том, что ты пишешь. Более того, будет постоянно казаться, что ты неумело изобразил стиль кого-то, кто тебе нравится. А хочется-то, чтобы тебя узнавали с полуслова и, наоборот, тебе пытались подражать.

Встаёт вопрос: а как оный стиль добыть? Отвечаю: намеренно добыть его нельзя. Зато, он добудется сам, если себя не сдерживать. Верный способ никогда не заиметь собственного стиля — заставлять писать себя так, как писать не хочется. И, напротив если писать так, как хочется, то собственный стиль сам собой начнёт вырисовываться. Можно даже ускорить процесс — для этого надо перечитывать то, что написал, и отмечать те фрагменты, которые лично тебя наиболее сильно цепляют.

Многие теоретические литераторы скажут, будто следует вычислять, что нравится другим, но вы уже в курсе мощных успехов таких литераторов. Нет, писать надо так, как цепляет лично тебя. Именно в результате самозацепления зарождается то, что будет цеплять окружающих налево и направо. Можно послушать совет, как имело бы смысл переформулировать ту или иную фразу, но следовать этому совету надо только тогда, когда переформулированный вариант цепляет лично тебя.

Невозможно обучить человека стильно писать, но человек вполне способен этому научиться.

Ещё, должен отметить, если текст тяжело прочитать вслух, то его будет тяжело читать и про себя. Если текст поётся как песня, то его будет легко и приятно читать. Попробуй читать свои тексты вслух. Переформулируй те места, где ты при чтении запнулся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: