Диалог с читателем

Как я уже говорил, твой текст должен нравиться в первую очередь тебе. Даже если он не нравится больше ни одному человеку в мире, прогресс всё равно идёт. И когда он дойдёт, твои тексты будут нравиться каждому второму, а иногда и первому.

Но есть один нюанс, когда мнение читателя всё-таки чего-то стоит. Хотя об этом мнении читателя можно даже не спрашивать.

Этот нюанс — писать надо с учётом того, что читатель не проживает в твоей голове. Поэтому он не знает кучу всего того, что знаешь ты. Он не знает, что тебе сказал вчера твой друг Вася, чего ты придумал в третьем классе и, не исключено, как настраивать роутер он тоже не знает. Таким образом, определённые вещи в твоём тексте, вероятно, будут неясны читателю не потому, что ты плохо написал текст, а потому что у читателя нет необходимых для правильного понимания твоего текста знаний.

Чтобы избежать этого досадного недоразумения, следует во время написания и последующей доработки текста представлять себе среднестатистического целевого читателя и читать текст не только от своего лица, но и ещё от лица его. И, если воображаемый тобой среднестатист некий фрагмент по недостатку знаний не понял, надо эти знания ему в кратчайшие сроки передать — непосредственно через твой текст.

То есть в статье для математиков не надо объяснять, что такое «ряды Тейлора», но если статья для широкого круга, то про общий смысл этой замечательной математической конструкции надо всё-таки поведать — хотя бы на пальцах. Хотя бы в виде лирического отступления. Особенно, если на ней основывается что-то важное.

Поначалу может казаться непонятным, что именно, как выяснится, не знает потенциальный читатель. Однако понимание весьма быстро приходит: конечно, он не знает твоей биографии (если ты всё ещё неизвестен), не в курсе твоих разговоров, не знает институтской программы произвольного института, не читал каких-то редких или узкоспециальных книг. В общем, тупой, не чета тебе. Но диалог ты ведёшь именно с ним.

Однако тут главное не перегнуть: если читатель увидит, что ты подробно объясняешь ему совершенно ему очевидное, то он, не исключено, заподозрит, что ты держишь его за тупого и сильно огорчится. Конечно, нас не волнует огорчение читателя, но нас волнует совершенство текста. Которое выражается в том, что воображаемый нами читатель доволен и счастлив.

Вести диалог с читателем, как легко догадаться, научить нельзя. Но научиться этому ты сможешь...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: