Сравнение основных экономических взглядов Августина и Аквинского

Августин Блаженный Фома Аквинский
Разделение труда на физический и умственный труд равноценно и не должно влиять на положение человека в обществе. Разделение труда(деление людей по профессиям) обусловлено Божественным провидением и склонностями людей.
Богатство в виде материальных благ, включая золото и серебро, должно создаваться трудом людей независимо от их статуса. Нетрудовое накопление золота и серебра («искусственное богатство») являются грехом. Богатство (золото и серебро)–является источником приумножения частной собственности и дается людям Богом согласно их статусу.
Обмен является актом свободного волеизъявления людей. Обмен должен вестись на основе равной взаимной выгоды или равных потерь независимо от статуса обменивающихся лиц Обмен может приводить к разной степени выгоды или потерь вследствие того, что в обмен вступают лица разного статуса. Обмен не обеспечивает равенство извлекаемой пользы, т.к. в результате часто случается, что вещь «поступает на пользу одному в ущерб другому».
Принцип справедливой цены – ценность товара должна устанавливаться в соответствии с трудовыми и материальными затратами в процессе его производства (затратный принцип). Затратный принцип установления справедливой цены считается неточным, т.к. он может не доставить продавцу того количества денег, которое соответствовало бы его положению в обществе, и нанести ущерб продавцу. Справедливая цена – это цена товара, позволяющая покрыть затраты на его производство и дать продавцу возможность поддерживать свой социальный статус
Процент - доход ростовщика и торговая прибыль, извлекаемая из крупных сделок, превращаются в самоцель и потому должны расцениваться как грешные явления. Ростовщический процент и прибыль торговцев допустимы, если извлекаются трудом, связаны с транспортными и прочими издержками, а также риском. Процент - плата за риск невозврата долга, считает его вполне справедливым явлением

Деньги, по утверждению Ф. Аквинского, возникают в результате договоренности, для удобства обмена. Создаются деньги по указанию королевской власти: она чеканит монету и обозначает ее ценность. Каноник выступает против «порчи» денег, рекомендует копить и хранить денежный запас. Он - сторонник частной собственности, ее умножения и защиты.

Последователи Ф. Аквинского — средневековые схоласты — опирались не на опыт, практику, а на авторитет источников, каковыми являлись писания отцов церкви, труды Аристотеля. В качестве аргументов привлекались цитаты, систематизация и истолкование понятий, методы формальной логики.

Положительным в наследии представителей этой школы является стремление представить не разрозненные понятия, а систему категорий, хотя и не связанных органично с действительностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: