Совершенная конкуренция

В условиях, когда на рынке действует большое число фирм, производящих стандартизированную продукцию, рыночные барьеры отсутствуют, а информация доступна ни одна из фирм не способна влиять на цены. Такая рыночная структура получила название рынок совершенной конкуренции. Фирмы, функционирующие в условиях совершенной конкуренции (конкурентные фирмы) вынуждены приспосабливаться к существующим равновесным ценам. Такие фирмы называют прайс-тэйкерами («прайс» - цена, «тэйк» - принимать), то есть ценополучателями. Такие фирмы мы в дальнейшем будем именовать конкурентными.

Максимизация прибыли предполагает достижение оптимального соотношения между объемами производства, уровнем издержек и доходами. Оптимальный с точки зрения максимизации прибыли объем выпуска в краткосрочном периоде можно определить двумя способами. Первый основан на сопоставлении общего дохода с общими издержками. Прибыль представляет собой чистый доход, рассчитанный как разность между общим доходом и общими издержками: TR – TC. Второй способ основан на сопоставлении предельного дохода с предельными издержками (рис. 1).

Предельный доход – это прирост общего дохода в результате увеличения выпуска продукции на единицу: .

В условиях совершенной конкуренции, когда фирмы являются ценополучателями, предельный доход равен рыночной цене, а поведение фирмы определяется равенством P=TR=TC. Пока MR>MC фирме следует расширять объемы производства. Если предельные издержки превышают предельный доход, то фирма теряет в прибыли и ей следует сократить выпуск продукции.

Рис. 1. Правило MR = МС

Очевидно, что максимальная прибыль будет достигнута при том объеме производства, где кривая предельных издержек пересечет кривую предельного дохода. В этой точке MR =МС.

В долгосрочном периоде фирма может изменять свои размеры, а так же выйти из отрасли, точно так же как новые фирмы могут войти в отрасль. Каково же правило равновесия фирмы в долгосрочном периоде. Отметим, что фирма находится в состоянии равновесия, если у нее нет стимулов к изменению своего положения. Точка равновесия – это оптимальный объем производства, при котором фирма максимизирует прибыль или минимизирует издержки.

Сравним динамику средних и предельных издержек. Возможны три варианта их соотношения. Вариант 1. Линия цены выше кривой средних издержек (рис. 2). В точке равновесия фирма получает сверхприбыль, то есть прибыль выше нормального ее уровня. На графике сверхприбыль составит площадь заштрихованного прямоугольника. Напомним, что нормальной считается чистая, то есть после уплаты налогов, прибыль равная сумме банковского процента на тот же вложенный капитал. Сверхприбыль конкурентной фирмы носит характер квазиренты («квази» - как бы, почти; «рента» - доход, от ресурса, предложение которого неэластично). Дело в том, что сверхприбыль на рынке совершенной конкуренции – это результат предпринимательских усилий. Освоение предпринимателем новой комбинации вызывает нарушение равновесия на соответствующем рынке. Это может быть новый продукт, новая технология производства, новый источник сырья или рынок сбыта, новая организационная структура. Предприниматель-новатор оказывается в исключительном положении, фактически становится монополистом. Однако, в условиях совершенной конкуренции, а значит доступности информации о том что, как и для кого производить, отсутствия входных барьеров сверхприбыль недолговечна. Возникающая конкуренция приводит к снижению цен, что сводит прибыль до нормального ее уровня.

Рис. 2.

Вариант 2. Средние издержки превышают рыночные цены (рис. 3). В этом случае при оптимальном объеме производства фирма может лишь минимизировать свои убытки, показанные на графике площадью заштрихованного прямоугольника. Уход такой фирмы с рынка приведет к сокращению предложения и цена вырастет.

Рис. 3.

Наконец, вариант 3. Линия предельного дохода касается кривой средних издержек (рис. 4). Фирма получает нулевую экономическую прибыль. То есть ее доход от реализации равен проценту на капитал или нормальной прибыли. В этом случае отсутствует тенденция к снижению или увеличению числа фирм в отрасли. Таким образом, условие равновесия фирмы в долгосрочном периоде выступает правило P=MC=ATC.

Рис.4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: