Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, считается несовершенной. Фирма-несовершенный конкурент именуется прайс-мэйкером («мэйк» - делать). Крайний случай несовершенной конкуренции – монополия – ситуация, когда в отрасли господствует одна фирма. В такой рыночной структуре, во-первых, монополист должен быть единственным производителем и продавцом товара, то есть границы отрасли и фирмы должны совпадать, а, во-вторых, товар не должен иметь субститутов, то есть заменителей.
Как отмечает П. Самуэльсон «реальный мир, каким мы знаем его по Америке, Европе и Азии, выступает как своеобразное сочетание элементов конкуренции с несовершенствами, вносимыми монополиями».
На рынке несовершенной конкуренции фирма может увеличить объем продаж, только в случае снижения цены на свою продукцию. Это обусловлено тем, что спрос на нее является неэластичным, то есть изменяется в зависимости от цены. Следовательно, если кривая спроса на продукцию фирмы имеет отрицательный наклон, то мы имеем дело с фирмой-несовершенным конкурентом. Обладая контролем над ценой, прайс-мэйкер может манипулировать ценами, влияя на массу прибыли.
Для максимизации прибыли фирма-монополист будет руководствоваться тем же правилом MR=MC, но с учетом того, что предельный доход такой фирмы меньше цены (MR<P), тогда как в условиях совершенной конкуренции он равен цене (рис. 5). Поэтому равновесие достигается при таком объеме производства, когда общие средние издержки (ATC) не достигают своего минимума, а цена (P1) выше средних издержек.
Рис. 5. Правило равновесия монополии.
Сверхприбыль (площадь заштрихованного прямоугольника) трактуется как излишек над нормальной прибылью. Но в отличие от квазиренты, имеющую предпринимательскую природу, сверхприбыль на рынке несовершенной конкуренции имеет монопольную природу, то есть порождается исключительным положением фирмы на рынке и контролем над ценой. Объем производства (Q1) при этом будет меньше, чем в условиях совершенной конкуренции (Q2), а цена (Р1 ) – выше, чем у конкурентной фирмы (Р2). Следовательно, покупатели на рынке несовершенной конкуренции приобретают меньше продукции и по более высокой цене. В этом и заключаются негативные последствия монополизации рынка.
На практике фирмы-монополисты проводят гибкую ценовую политику. Ситуация, когда монополия продает один и тот же продукт по разным ценам различным категориям покупателей называется ценовой дискриминацией. При этом разница в цене обусловлена не различными издержками производства, а уровнем доходов покупателей.
Самая сложная проблема ценовой дискриминации состоит в надежном отделении «дешевого» рынка от «дорогого», поэтому ценовая дискриминация легче всего реализуется в сфере услуг. Если рынки надежно изолированы, то на «дорогом» рынке монополист может устанавливать высокие цены, что оправдано в силу неэластичности проса по цене на таком рынке. На «дешевом» рынке, где ценовая эластичность спроса высока, фирма-монополист компенсирует снижение цен увеличением объема продаж.
Монополистическая конкуренция представляет собой рыночную структуру, в которой большое число фирм производят взаимозаменяемые товары и услуги, то есть дифференцированную продукцию. В этой рыночной структуре сочетаются черты совершенной конкуренции и монополии. Таким образом, фирмы на рынке монополистической конкуренции продают схожие, но не идентичные товары, что позволяет им в каком-то смысле монополизировать свой сегмент рынка, покупатели которого отдают предпочтение товарам конкретной фирмы.
Однако, эти товары все равно взаимозаменяемы, что и ограничивает возможности фирм манипулировать ценами, ведь покупатель всегда может сменить предпочтения.
И все же, товарная дифференциация, положенная в основу деятельности рынков монополистической конкуренции, позволяет максимально удовлетворить вкусы потребителей.
Современный рынок чаще представлен не одной, а несколькими крупными фирмами. Такая рыночная структура именуется олигополией (дословно – «немного продавцов»). На олигопольном рынке конкуренция носит преимущественно неценовой характер. Покупатели привлекаются за счет рекламы, сервиса, качества продукции.
Фирма-олигополист должна учитывать ответную реакцию других фирм. Если она снижает цены, то возросший спрос, особенно на рынке стандартизированной продукции, распределяется между всеми фирмами, которые в качестве ответной реакции также снизят цены. Если же эта фирма повысит цены, то другие фирмы могут и не последовать за ней. Поэтому спрос на продукцию фирмы сократится более резко, чем в случае общего повышения цен на рынке.
Следовательно, олигополисты должны стремиться максимизировать совокупную прибыль в масштабе отрасли. С этой целью олигополисты согласовывают рыночные цены, ограничиваясь неценовой конкуренцией.
Согласование рыночных цен олигополистами получило название лидерства в ценах. Суть данной линии поведения фирм состоит в том, что компании одной отрасли ориентируются на цены, установленные фирмой-лидером (как правило это наиболее крупная фирма).
Для измерения степени монопольной власти используется индекс Лернера: . Чем больше разрыв между Р и MC, тем больше степень монополизации. При совершенной конкуренции, когда цена равна предельным издержкам, индекс Лернера равен 0.
Потери общества от несовершенной конкуренции. Как видно из рис. 5 на монополизированном рынке объемы производства меньше, чем на конкурентном рынке (Q1<Q2), а цены выше равновесных цен рынка совершенной конкуренции. В результате потребители переплачивают за продукцию монополий. Исключение составляют так называемые естественные монополии. Они образуются в отраслях, обеспечивающих коммуникацию (от лат. communicatio - сообщение). К ним относятся пути сообщения и транспорта и связи. В таких отраслях конкуренция естественным образом нежелательна, так как при наличии конкуренции средние издержки выше, чем в случае, когда отрасль представлена одной фирмой. Представьте только, что для обеспечения конкуренции параллельно существующим железнодорожным путям стали бы прокладывать новые пути, принадлежащие другой фирме?