Несовершенная конкуренция. Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, считается несовершенной

Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, считается несовершенной. Фирма-несовершенный конкурент именуется прайс-мэйкером («мэйк» - делать). Крайний случай несовершенной конкуренции – монополия – ситуация, когда в отрасли господствует одна фирма. В такой рыночной структуре, во-первых, монополист должен быть единственным производителем и продавцом товара, то есть границы отрасли и фирмы должны совпадать, а, во-вторых, товар не должен иметь субститутов, то есть заменителей.

Как отмечает П. Самуэльсон «реальный мир, каким мы знаем его по Америке, Европе и Азии, выступает как своеобразное сочетание элементов конкуренции с несовершенствами, вносимыми монополиями».

На рынке несовершенной конкуренции фирма может увеличить объем продаж, только в случае снижения цены на свою продукцию. Это обусловлено тем, что спрос на нее является неэластичным, то есть изменяется в зависимости от цены. Следовательно, если кривая спроса на продукцию фирмы имеет отрицательный наклон, то мы имеем дело с фирмой-несовершенным конкурентом. Обладая контролем над ценой, прайс-мэйкер может манипулировать ценами, влияя на массу прибыли.

Для максимизации прибыли фирма-монополист будет руководствоваться тем же правилом MR=MC, но с учетом того, что предельный доход такой фирмы меньше цены (MR<P), тогда как в условиях совершенной конкуренции он равен цене (рис. 5). Поэтому равновесие достигается при таком объеме производства, когда общие средние издержки (ATC) не достигают своего минимума, а цена (P1) выше средних издержек.

Рис. 5. Правило равновесия монополии.

Сверхприбыль (площадь заштрихованного прямоугольника) трактуется как излишек над нормальной прибылью. Но в отличие от квазиренты, имеющую предпринимательскую природу, сверхприбыль на рынке несовершенной конкуренции имеет монопольную природу, то есть порождается исключительным положением фирмы на рынке и контролем над ценой. Объем производства (Q1) при этом будет меньше, чем в условиях совершенной конкуренции (Q2), а цена (Р1 ) – выше, чем у конкурентной фирмы (Р2). Следовательно, покупатели на рынке несовершенной конкуренции приобретают меньше продукции и по более высокой цене. В этом и заключаются негативные последствия монополизации рынка.

На практике фирмы-монополисты проводят гибкую ценовую политику. Ситуация, когда монополия продает один и тот же продукт по разным ценам различным категориям покупателей называется ценовой дискриминацией. При этом разница в цене обусловлена не различными издержками производства, а уровнем доходов покупателей.

Самая сложная проблема ценовой дискриминации состоит в надежном отделении «дешевого» рынка от «дорогого», поэтому ценовая дискриминация легче всего реализуется в сфере услуг. Если рынки надежно изолированы, то на «дорогом» рынке монополист может устанавливать высокие цены, что оправдано в силу неэластичности проса по цене на таком рынке. На «дешевом» рынке, где ценовая эластичность спроса высока, фирма-монополист компенсирует снижение цен увеличением объема продаж.

Монополистическая конкуренция представляет собой рыночную структуру, в которой большое число фирм производят взаимозаменяемые товары и услуги, то есть дифференцированную продукцию. В этой рыночной структуре сочетаются черты совершенной конкуренции и монополии. Таким образом, фирмы на рынке монополистической конкуренции продают схожие, но не идентичные товары, что позволяет им в каком-то смысле монополизировать свой сегмент рынка, покупатели которого отдают предпочтение товарам конкретной фирмы.

Однако, эти товары все равно взаимозаменяемы, что и ограничивает возможности фирм манипулировать ценами, ведь покупатель всегда может сменить предпочтения.

И все же, товарная дифференциация, положенная в основу деятельности рынков монополистической конкуренции, позволяет максимально удовлетворить вкусы потребителей.

Современный рынок чаще представлен не одной, а несколькими крупными фирмами. Такая рыночная структура именуется олигополией (дословно – «немного продавцов»). На олигопольном рынке конкуренция носит преимущественно неценовой характер. Покупатели привлекаются за счет рекламы, сервиса, качества продукции.

Фирма-олигополист должна учитывать ответную реакцию других фирм. Если она снижает цены, то возросший спрос, особенно на рынке стандартизированной продукции, распределяется между всеми фирмами, которые в качестве ответной реакции также снизят цены. Если же эта фирма повысит цены, то другие фирмы могут и не последовать за ней. Поэтому спрос на продукцию фирмы сократится более резко, чем в случае общего повышения цен на рынке.

Следовательно, олигополисты должны стремиться максимизировать совокупную прибыль в масштабе отрасли. С этой целью олигополисты согласовывают рыночные цены, ограничиваясь неценовой конкуренцией.

Согласование рыночных цен олигополистами получило название лидерства в ценах. Суть данной линии поведения фирм состоит в том, что компании одной отрасли ориентируются на цены, установленные фирмой-лидером (как правило это наиболее крупная фирма).

Для измерения степени монопольной власти используется индекс Лернера: . Чем больше разрыв между Р и MC, тем больше степень монополизации. При совершенной конкуренции, когда цена равна предельным издержкам, индекс Лернера равен 0.

Потери общества от несовершенной конкуренции. Как видно из рис. 5 на монополизированном рынке объемы производства меньше, чем на конкурентном рынке (Q1<Q2), а цены выше равновесных цен рынка совершенной конкуренции. В результате потребители переплачивают за продукцию монополий. Исключение составляют так называемые естественные монополии. Они образуются в отраслях, обеспечивающих коммуникацию (от лат. communicatio - сообщение). К ним относятся пути сообщения и транспорта и связи. В таких отраслях конкуренция естественным образом нежелательна, так как при наличии конкуренции средние издержки выше, чем в случае, когда отрасль представлена одной фирмой. Представьте только, что для обеспечения конкуренции параллельно существующим железнодорожным путям стали бы прокладывать новые пути, принадлежащие другой фирме?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: