Формы и модели конкуренции
| Признаки, определяющие форму и модель конкуренции
| Степень контроля над ценами
|
Совершенная (свободная, неограничен-ная)
| § большое количество мелких продавцов и покупателей;
§ полная однородность производимой продукции, покупатель может выбрать любого продавца для осуществления покупки;
§ отсутствие ограничений для межотраслевого переливания капитала, т.е. полная свобода "входа" в отрасль, на рынок и "ухода";
§ полная информация о цене, спросе и предложении товара, т.е. совершенное знание рынка потребителями и производителями
| отсутствие контроля;
цена устанавливается в соответствии с действием законов спроса и предложения
|
Несовершен-ная (ограниченная)
Ее модели:
Монополия
| § ограничена влиянием монополий и государства;
§ товар производит только один производитель (фирма), поэтому есть единственный продавец (монополист);
§ реализуемый продукт уникален, отсутствуют близкие заменители товара, поэтому покупатель вынужден платить установленную монополистом цену (или отказаться от покупки данного товара);
§ для потенциальных конкурентов монополист устанавливает труднопреодолимые барьеры
| продавцы и покупатели могут воздействовать на рыночную цену;
полный контроль
|
Совершенная конкуренция и монополия представляют собой идеальные рыночные структуры. Наличие малого числа переменных величин позволяет построить точные модели (определение объема выпуска, цены, максимизации прибыли и т.д.). олигополия и монополистическая конкуренция – реальные рыночные структуры. Однако наличие большого числа переменных величин в реальной жизни затрудняет построение точных моделей.