Недостатки совершенной конкуренции

Совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ, которые хотя и приносят удовлетворение потребителям, однако не могут быть четко разделены, оценены и проданы каждому потребителю в отдельности. Совершенная конкуренция, предполагающая огромное число фирм, не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения научно-технического прогресса. Совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции.

3.

Несовершенная конкуренция предполагает функционирование на рынке одной или нескольких крупных фирм, производящих основ­ную массу определенного товара.

Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей, является монополия. В случае, когда рынок представлен относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, говорят о монополистической конкуренции. Чаще встречается олигополия, когда основная масса това­ров сосредоточена у нескольких крупных продавцов, и олигопсония, характеризующаяся наличием нескольких крупных покупателей.

Монополия(от греч. «mono» – один и «pоlео» – продаю) – исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т.е. принадлежащие одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.

Монополию отличают следующие черты:

наличие единственного продавца или монополиста;

отсутствие близких заменителей данного товара, что вынуж­дает либо платить назначенную цену, либо обходиться без этого товара;

существование барьеров для входа на рынок конкурентов.

В разных странах и в различные исторические периоды и в экономике воз­никают различные виды монополий:

естественная монополия, занимающая привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства.

искусственная монополия, сосредоточивающая в отдельных руках производство и рынок сбыта какого-либо продукта. Она имеет случайную, устойчивую и всеобщую формы.

Случайная форма возникает неожиданно, когда появляется исключительная возможность производить и продавать товар при лучших условиях производства и при временном благоприятном соотношении спроса и предложения.

Устойчивая монополия возникает у крупнейших предприятий с захватом рынков сбыта в конце XX в. Известны такие формы устойчивых монополий, как картели, пулы, синдикаты, тресты и др.

Законными формами монополии являются также патенты, авторские права, товарные знаки.

Патент даетизобретателю нового продукта или технологии исключительное право контроля за их производством в течение определенного периода времени. Государство обеспечивает защиту идейизобретателя.

Авторские права дают авторам произведенийисключительные права продавать или тиражировать свои произведения.

Товарные знаки – это символы, используемые предприятиями, зарегистрировав которые государство делает незаконным ее использование другими.

Можно выделить основные плюсы и минусы монополии. Главный плюс состоит в том, что масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы; продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация действует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок. Основной же минус заключается в том, что монополисты имеют склонность завышать цены и занижать объем производства; они получают чрезмерные прибыли, слишком неохотно идут на риск.

Олигополия (от греч. слов «oligos» – немногий, «pоlео» – продаю) – это рыночная структура, при которой в производстве какого-либо товара доминируют несколько крупных производителей, а появление новых производителей затруднено или невозможно.

Основная причина существования олигополистической структуры – значительный «эффект масштаба», т.е. эффективность требует, чтобы производственная мощность фирмы занимала большую долю совокупно­го рынка, следовательно, доступ к такому производству труден, так как для организации крупного предприятия необходимы большие инвести­ции. Это является основным барьером для вступления в олигополистическую отрасль. Другими барьерами могут быть, например, патент или лицензия на какую-либо технологию или владение территорией, на ко­торой находится сырьевое месторождение.

В зависимости от типа выпускаемой продукции различают чистую олигополию и дифференцированную.

Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный продукт, например, алюминий, цемент, химические вещества и т.п. Идентичность этих товаров определяет и единую цену на них.

Предприятия дифференцированной олигополии производят разнообразную продукцию одного функционального назначения: потребительские товары (холодильники, телевизоры, т.п.).

Классические примеры олигополии – ав­томобильная промышленность, производство стали, пива, электрообору­дования, компьютерное производство, где несколько фирм имеют тен­денцию господствовать на национальном рынке.

Важнейшим признаком олигополии является взаимозависимость фирм-участников: действия одного немедленно отражаются на положе­нии другого.

При этом следует различать олигополию, основанную на открытом соглашении, и олигополию, основанную на неявном сговоре. В большинстве стран, где открытое соглашение в настоящее время является незаконным, олигополисты прибегают к неявному сотрудничеству, тайному сговору, ис­ключающему открытое соглашение. Тайный сговор – это негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые пресле­дуются законом.

Модель наиболее простой олигополистической структуры – дуопо­лии – представил впервые французский экономист Огюстен Курно в 1838 г.

Дуополия (от греч. слов «duo» – два, «pоlео» – продаю) – это отрасль, состоящая всего из двух фирм, которые производят однородный товар и одновременно принимают свои производственные решения на основании того, что цена и объем выпуска у фир­мы-конкурента будут постоянными.

Олигополии используют новый способ борьбы за покупательский спрос – неценовую конкуренцию. В этом случае борьба идет на ос­нове технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, использования марке­тинга, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупа­телям, на основе усовершенствования условий оплаты и других приемов.

Дуополия на рынке возникает тогда, когда производство опреде­ленного вида продукции сосредоточено на двух фирмах, и на них производится однородная продукция. На таком рынке возникает час­тичный контроль над ценами.

Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.

4. Характер борьбы внутри монополий определяется формой монополии, будь это картель, синдикат, трест или концерн.

Картель это монополистический союз, в основе которого лежит соглашение, устанавливающее для всех участников союза объем производства, цены, долю каждого на рынке, разграничение рынков сбыта и т.д. при сохранении их хозяйственной самостоятельности. Внутри картелей конкурентная борьба сводится к следующим моментам. Так как в картель могут входить предприятия с различным техническим развитием, то среди них происходит борьба за применение тех или иных технических усовершенствований. Когда лидеры объединения получают львиную долю всех прибылей, они до известной степени утрачивают побудительные мотивы к техническому прогрессу. Они стараются не допускать технических нововведений на предприятиях участников данного картеля. Слабые участники этого союза не хотят удовлетворяться меньшей прибылью. Они сговариваются и вопреки давлению воротил монополии добиваются на своих предприятиях повышения производительности труда за счет внедрения новых технологических процессов, изобретений и усовершенствований. Борьба за установление цен на продаваемые участниками картеля товары ведется систематически. Часто более сильные участники картеля в погоне за повышением прибыли идут на снижение цен путем увеличения количества продаваемых товаров. Менее мощные участники, у которых издержки производства выше, добиваются повышения устанавливаемых картельным соглашением цен.

Объектом острой борьбы внутри картелей являются квоты. Квота это доля участника картеля в общем производстве и сбыте данного объединения. По сути дела квота представляет собой долю в прибылях, получаемых картелем. Каждое предприятие получает квоту соразмерно с его производственной мощностью и соответственно доли в прибылях. Чем выше квота, тем выше доля в прибылях. Борьба за квоту ведется все время, начиная с организации картеля. Участники картеля требуют пересмотра квот, так как соотношение сил участников картеля меняется. Одни ослабевают, другие, наоборот, усиливаются, но все хотят иметь крупную квоту. Усиливающиеся участники требуют пересмотра квот в свою пользу, ослабевшие – сохранения прежнего порядка. Борьба идет и за установление периода действия соглашения о квотах, величину штрафа, увеличение квоты и т.д. Ведется борьба и за рынок. Каждый из них хочет получить наиболее выгодный.

В синдикатах также идет борьба за техническое совершенство, за квоту. Синдикат не уничтожает самостоятельности объединенных предприятий в об­ласти производства, но в отличие от картеля обеспечивает концентрацию сбыта продукции и закупки сырья для участников соглашения. Лишая участников пра­ва непосредственно вести борьбу на рынке, синдикат вызывает большее напряжение их усилий для того чтобы превзойти друг друга в области производства. А это в конечном счете приводит к тому, что по истечении известного периода времени квоты участников синдиката приходят в противоречие с новым соотношением сил, что приводит к обострению борьбы и может взорвать синдикат.

Внутри трестов борьба несколько отличается. Трест – это такая форма монополий, при которой все объединяющиеся фирмы теряют свою коммерческую и производственную самостоятельность и подчиняются единому управлению. Так как участники объединения превращаются в акционеров треста, то они имеют возможность продать свои акции. И в тресте зачастую идет борьба за овладение контрольным пакетом акций, т.е. за «контроль» над трестом. В трестах ведется борьба за наиболее влиятельные посты в правлениях, за распределение прибылей. Так что проводимые иногда в трестах «реорганизации» означают не что иное, как захват господствующего положения в тресте новой группы крупнейших акционеров и вытеснение ранее главенствовавшей группы.

Концерн это форма монополистических объединений, характеризующаяся единством собственности фирм различных производств и контроля за их деятельностью. В концернах главной формой борьбы являются схватки за овладение контрольными пакетами акций и за контроль над наиболее выгодными предприятиями, за сферы влияния в тех или иных отраслях. Так что конкурентная борьба в трестах и концернах довольно сходна.

Конкурентная борьба между монополиями-производи-телями и монополиями-потребителями определенных продуктов может приобретать весьма острый характер. Например, образование монополии в отрасли, создающей средства производства, может вызвать со стороны трестов-потребителей соответствую­щих товаров стремление ограничить покупки с целью оказания давления на монополию-продавца и вынудить ее снизить цены. Если это не удается, то тресты-потребители могут приступить к организации самостоятельного производства соответствующих средств производства – первоначально для удовлетворения собственных нужд, а в дальнейшем иногда и для сбыта на рынке. Когда Форд столкнулся с чрезмерным повышением цен на сталь, он повел наступление на сталелитейные компании, построив собственный сталелитейный завод, занявший среди сталелитейных предприятий 11-е место.

Таким образом, сопротивление и давление монополий-потребителей может ограничить произвол монополий-произ-водителей в установлении цен. Еще более эффективное воздействие на монопольные цены оказывает в ряде случаев конкурентная борьба в форме так называемой борьбы субститутов, или товаров-заменителей, с товарами, ставшими объектами монополий. Например, потребность в топливе может быть удовлетворена углем, нефтью, электроэнергией, газом и т.д. Если какой-нибудь из видов топлива становится объектом монополии и цена на него растет, то усиливается конкуренция со стороны других видов топлива. Аналогичным образом могут конкурировать друг с другом различные строительные материалы (железо, камень и т.д.), цветные металлы (медь и алюминий), виды транспорта (трамвай, автобус, метро, железная дорога, автомобиль, самолет) и т.д. Поэтому монополизация одного или даже части товаров, удовлетворяющих данную потребность, лишь обостряет конкуренцию с ними со стороны соответствующих немонополизированных товаров.

Важной формой конкурентной борьбы является борьба за долю покупательной способности потребителя. Суть этой борьбы сводится к тому, что она ведется друг против друга монополиями, удовлетворяющими различные потребности. Это борьба за вытеснение других видов потребления из бюджета покупателя. Поскольку покупательная способность населения в каждый данный момент есть величина определенная, всякое значительное увеличение того или иного вида потребления возможно лишь за счет сокращения потребления каких-либо других товаров. Поэтому каждая монополия заинтересована в расширении сбыта путем вытеснения из бюджета потребителей товаров, производимых в других отраслях. Например, монополии, производящие мебель и другие предметы обихода, ста­раются посредством рекламы, путем продажи в рассрочку навязать потребителям как можно больше своих товаров. Но теми же методами и того же добиваются монополии, выпускающие одежду, обувь, часы, велосипеды, машины и т.д. И таким образом, идет борьба за долю в покупательной способности потребителя.

Методы и средства ведения конкурентной борьбы монополий следующие:

1) лишение сырья, материалов – один из важнейших приемов для принуждения к вступлению в картель;

2) лишение рабочих рук посредством «альянсов», т.е. договоров предпринимателей с рабочими союзами;

3) лишение подвоза;

4) лишение сбыта;

5) договор с покупателем о ведении торговых сношений исключительно с картелями;

6) планомерное сбивание цен (для разорения «посторонних», т.е. предприятий, не подчиняющихся монополистам; расходуются миллионы на то, чтобы известное время продавать ниже себестоимости);

7) лишение кредита, объявление бойкота. Сюда же следует отнести скупку земельных участков, на которых стоят предприятия конкурентов, скупку акций, патентов, подкуп нужных лиц, давление на конкурентов через государственные органы и т.д.

Захват монополистическими объединениями патентов на различные открытия, изобретения и техническое усовершенствование широко используется как во внутриотраслевой, так и в межотраслевой конкуренции. Этот захват позволяет монополии применять на своих предприятиях технические новшества, которых лишены другие монополии. Захватом патентов монополия старается преградить доступ в «свою» отрасль монополиям, пытающимся прорваться сюда из других отраслей. Монополии борются против своих конкурентов путем захвата в свои руки производства оборудования. Средством конкурентной борьбы служит диверсификация, комбинирование производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: