Виды конкуренции. Тема 9. Конкуренция и типы рыночных структур

Тема 9. Конкуренция и типы рыночных структур.

1. сущность и методы конкуренции.

2. виды конкуренции.

3. формы конкуренции.

4. типы рыночных структур.

1. Сущность и методы конкуренции.

Взаимодействие между спросом и предложением и функционирование ценового механизма происходят на рынке в условиях конкурентной борьбы между покупателями и между продавцами. Конкуренция (в переводе с латинского означает «сходиться», «сталкиваться») — это экономическое соперничество, состязательность обособленных товаропроизводителей и потребителей за получение максимального дохода.

В широком смысле слова понятие «конкуренция» употребляется в экономической науке как элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие субъектов рыночного хозяйства в процессе производства, купли и продажи товаров, а также в сфере приложения капитала. В более узком смысле понятие «конкуренция» употребляется как соперничество внутри отрасли, как соперничество отдельных фирм разных отраслей или отдельных производителей за более выгодные условия хозяйствования, за получение максимальной прибыли. В связи с этим выделяют следующие виды конкуренции (табл. 8.1.). Таблица 8.1.

Виды конкуренции

  Цель Механизм Результаты
Внутри - отраслевая Получение сверхприбыли Повышение производительности труда, снижение индивидуальной ценности товара Сведение индивиду-альных ценностей това-ров к единой, обще-ственной ценности и формирование на этой основе отраслевой ры-ночной цены товара
Межотрасле-вая Получение наибольшей прибыли Свободное переливание из отрасли в отрасль в погоне за внешней нормой прибыли Выравнивание различных норм прибыли в единую, среднюю норму прибыли и образование средней прибыли как абсолютной ее величины
Рыночная Защита интересов покупателей и про-давцов (установле-ние наивысших или самых низких цен) Динамика соотношения предложения и спроса товара Установление цены пред-ложения или цены спро-са, что ведет к формиро-ванию уравновешенной цены

Методы конкуренции:

1. ценовые:

а. снижение цен по мере снижения издержек производства,

б. применение монопольно высоких или монопольно низких цен,

в. установление государством максимальных и минимальных цен,

г. Установление фиксированных цен,

д. установление вилки цен.

2. неценовые:

а. улучшение качества продукции,

б. улучшение обслуживания во время продажи и после,

в. реклама,

г. лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, выпуск на рынок новых марок и видов изделий,

д. промышленный шпионаж,

е. шантаж, рекет.

Конкуренцию делят также на честную (1а, 2а, 2б,2в,) и нечестную (1б, 2г, 2д, 2е).

Норма прибыли (П’) показывает рентабельность предприятия.

П’ = П / Кав * 100%,

Где П – годовая сумма прибыли,

Кав – авансированный капитал.

Напр.,

  Кав П П’  
      40% Фотоаппараты
      20% Зонтики
      10% Трактора

Рентабельность изделий определяется как

П’ = П / (с + v) * 100%,

Где (с + v) – себестоимость,

П – прибыль на единицу изделия.

В результате постоянной погони за высокой нормой прибыли в экономике устанавливается средняя норма прибыли:

П’ср = åП / åКав * 100%,

Где åП – суммарная прибыль в эконоике,

å Кав – суммарный капитал всех отраслей.

2. Формы конкуренции.

Различают следующие формы конкуренции:

1. конкуренция между аутсайдерами (самостоятельными мелкими предприятиями),

2. конкуренция между крупными фирмами и аутсайдерами,

3. между крупными фирмами

а. одной отрасли,

б. борьба субститутов,

в. диверсификация – проникновение одних фирм в сферу деятельности других,

4. конкуренция внутри фирм:

а. за контрольный пакет акций,

б. за руководящие посты.

3. Типы рыночных структур.

Рыночная структура – условия, в которых протекает конкурентная борьба.

Она характеризуется:

1. количеством и размерами фирм в отрасли,

2. характером производимой продукции (однородная или дифференцированная),

3. степенью контроля над ценой,

4. наличием как ценовой, так и неценовой конкуренции,

5. доступностью информации о технологиях, технико-экономических параметрах продукции, издержках, ценах и т.д.

Различают следующие типы экономических структур:

1. совершенная конкуренция – отрасль, в которой огромное число фирм, ни одна из которых не занимает значительной доли рынка, поставляет однородную продукцию.

2. монополия – отрасль, в которой одна фирма поставляет на рынок продукт, не имеющих близких субститутов.

3. олигополия – отрасль, в которой несколько крупных фирм поставляет продукт (как однородный, так и дифференцированный),

4. монополистическая конкуренция – рыночная структура, при которой относительно большое число не крупных фирм поставляет подобную, но не идентичную продукцию.

С учетом условий, в которых протекает конкуренция, различают две основные формы конкуренции: совершенную и несовершенную, имеющую несколько моделей (табл. 8.2.).

Таблица 8.2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: