Тема 9. Конкуренция и типы рыночных структур.
1. сущность и методы конкуренции.
2. виды конкуренции.
3. формы конкуренции.
4. типы рыночных структур.
1. Сущность и методы конкуренции.
Взаимодействие между спросом и предложением и функционирование ценового механизма происходят на рынке в условиях конкурентной борьбы между покупателями и между продавцами. Конкуренция (в переводе с латинского означает «сходиться», «сталкиваться») — это экономическое соперничество, состязательность обособленных товаропроизводителей и потребителей за получение максимального дохода.
В широком смысле слова понятие «конкуренция» употребляется в экономической науке как элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие субъектов рыночного хозяйства в процессе производства, купли и продажи товаров, а также в сфере приложения капитала. В более узком смысле понятие «конкуренция» употребляется как соперничество внутри отрасли, как соперничество отдельных фирм разных отраслей или отдельных производителей за более выгодные условия хозяйствования, за получение максимальной прибыли. В связи с этим выделяют следующие виды конкуренции (табл. 8.1.). Таблица 8.1.
|
|
Виды конкуренции
Цель | Механизм | Результаты | |
Внутри - отраслевая | Получение сверхприбыли | Повышение производительности труда, снижение индивидуальной ценности товара | Сведение индивиду-альных ценностей това-ров к единой, обще-ственной ценности и формирование на этой основе отраслевой ры-ночной цены товара |
Межотрасле-вая | Получение наибольшей прибыли | Свободное переливание из отрасли в отрасль в погоне за внешней нормой прибыли | Выравнивание различных норм прибыли в единую, среднюю норму прибыли и образование средней прибыли как абсолютной ее величины |
Рыночная | Защита интересов покупателей и про-давцов (установле-ние наивысших или самых низких цен) | Динамика соотношения предложения и спроса товара | Установление цены пред-ложения или цены спро-са, что ведет к формиро-ванию уравновешенной цены |
Методы конкуренции:
1. ценовые:
а. снижение цен по мере снижения издержек производства,
б. применение монопольно высоких или монопольно низких цен,
в. установление государством максимальных и минимальных цен,
г. Установление фиксированных цен,
д. установление вилки цен.
2. неценовые:
а. улучшение качества продукции,
б. улучшение обслуживания во время продажи и после,
в. реклама,
г. лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, выпуск на рынок новых марок и видов изделий,
д. промышленный шпионаж,
е. шантаж, рекет.
Конкуренцию делят также на честную (1а, 2а, 2б,2в,) и нечестную (1б, 2г, 2д, 2е).
|
|
Норма прибыли (П’) показывает рентабельность предприятия.
П’ = П / Кав * 100%,
Где П – годовая сумма прибыли,
Кав – авансированный капитал.
Напр.,
Кав | П | П’ | ||
40% | Фотоаппараты | |||
20% | Зонтики | |||
10% | Трактора |
Рентабельность изделий определяется как
П’ = П / (с + v) * 100%,
Где (с + v) – себестоимость,
П – прибыль на единицу изделия.
В результате постоянной погони за высокой нормой прибыли в экономике устанавливается средняя норма прибыли:
П’ср = åП / åКав * 100%,
Где åП – суммарная прибыль в эконоике,
å Кав – суммарный капитал всех отраслей.
2. Формы конкуренции.
Различают следующие формы конкуренции:
1. конкуренция между аутсайдерами (самостоятельными мелкими предприятиями),
2. конкуренция между крупными фирмами и аутсайдерами,
3. между крупными фирмами
а. одной отрасли,
б. борьба субститутов,
в. диверсификация – проникновение одних фирм в сферу деятельности других,
4. конкуренция внутри фирм:
а. за контрольный пакет акций,
б. за руководящие посты.
3. Типы рыночных структур.
Рыночная структура – условия, в которых протекает конкурентная борьба.
Она характеризуется:
1. количеством и размерами фирм в отрасли,
2. характером производимой продукции (однородная или дифференцированная),
3. степенью контроля над ценой,
4. наличием как ценовой, так и неценовой конкуренции,
5. доступностью информации о технологиях, технико-экономических параметрах продукции, издержках, ценах и т.д.
Различают следующие типы экономических структур:
1. совершенная конкуренция – отрасль, в которой огромное число фирм, ни одна из которых не занимает значительной доли рынка, поставляет однородную продукцию.
2. монополия – отрасль, в которой одна фирма поставляет на рынок продукт, не имеющих близких субститутов.
3. олигополия – отрасль, в которой несколько крупных фирм поставляет продукт (как однородный, так и дифференцированный),
4. монополистическая конкуренция – рыночная структура, при которой относительно большое число не крупных фирм поставляет подобную, но не идентичную продукцию.
С учетом условий, в которых протекает конкуренция, различают две основные формы конкуренции: совершенную и несовершенную, имеющую несколько моделей (табл. 8.2.).
Таблица 8.2.