Совершенная конкуренция. Основные черты рынка совершенной конкуренции.
Общие черты несовершенной конкуренции.
Методы и способы борьбы монополий на рынке.
Антимонопольное регулирование.
1. слово конкуренция восходит к латинскому слову «concurrentia», означающему столкновение, состязание.Конкуренция – соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.
В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, так как оно порождается следующими объективными условиями:
наличием множества равноправных рыночных субъектов;
полной экономической обособленностью каждого из них;
зависимостью рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;
противоборством со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса.
Сущность конкуренции проявляется в ее функциях:
обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;
|
|
стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей;
дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своем, третьи – разоряются);
давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;
ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.);
стимулирование снижения цен и повышения качества товаров.
Виды конкуренции могут быть выделены исходя из различных классификационных признаков: по методам осуществления, по отраслевой принадлежности, по степени свободы (рис. 12). По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую.Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли.
Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.По отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую конкуренцию. Внутриотраслевая конкуренция – конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.
|
|
Кроме того, конкуренцию можно условно разделить на добросовестную и недобросовестную.
Основные методы добросовестной конкуренции:
повышение качества продукции;
снижение цен («война цен»);
реклама;
развитие до- и послепродажного обслуживания;
создание новых товаров и услуг и использование достижений НТР и т.д.
Основные методы недобросовестной конкуренции:
экономический (промышленный шпионаж);
подделка продукции конкурентов;
подкуп и шантаж;
обман потребителей;
махинации с деловой отчетностью;
валютные махинации;
сокрытие дефектов и т.д.
2. В чистом виде условия совершенной конкуренции не встречаются в реальной действительности, т.е. совершенная конкуренция – не что иное, как модель идеальной рыночной экономики.
Отдельные отрасли могут лишь в той или иной степени приближаться к модели.