double arrow

Вопрос 1. Сущность и формы конкуренции

Тема XI. Конкуренция и рыночное ценообразование

1. Сущность и формы конкуренции.

2. Совершенная и несовершенная конкуренция. Определение цены и объема в различных рыночных структурах.

3. Антимонопольная политика государства. Д.з. подготовить самостоятельно.

Вопрос 1. Сущность и формы конкуренции.

Конкуренция — это форма экономических отношений между субъектами рыночного хозяйства, в которой выражается соперничество за наиболее выгодные условия производства, продажи и купли товара.

Как и почему возникает конкуренция?

Оптимального положения на рынке хозяйствующие субъекты достигают в результате получения ими экономической самостоятельности, т. е., если они получают право владения, пользование и распоряжение выработанной продукцией. В то же время экономическая самостоятельность порождает стремление выделяться среди равных, доказать свои преимущества, утвердить свое господство, обеспечить себе более выгодное положение, большую прибыль и т. д. Это порождает между экономически самостоятельными и отдельными хозяйственными единицами определенное соперничество, борьбу, которая и получила название конкуренции. Причем конкуренцию не следует рассматривать как соревнование по олимпийскому принципу: важна не победа, а участие. Это жестокий и конфликтный метод взаимодействия рыночных субъектов: достижение поставленных предпринимателем своих целей возможно лишь за счет поражения и ущемления интересов других деловых субъектов.

Суть конкуренции проявляется и в том, что она, с одной стороны, создает такие условия, при которых покупатель на рынке имеет великое множество возможностей для приобретения товаров, а продавец — для их реализации. С другой стороны, в обмене принимают участие две стороны, любая из которых ставит свой интерес выше интереса партнера. В результате и продавец, и покупатель при заключении соглашения должны идти на взаимный компромисс при определении цены, иначе соглашение не состоится, а каждый из них понесет убытки.

Непременным условием конкуренции есть независимость субъектов рыночного отношения от определенных «высших» и «внешних» сил. Эта независимость проявляется, во-первых, в возможности самостоятельно принимать решение о производстве или купле товаров или услуг; во-вторых, в свободе выбора рыночных партнеров. В процессе конкуренции хозяйствующие субъекты как бы взаимно контролируют друг друга. Конкуренция также является важным инструментом регулирования пропорций общественного производства в условиях рынка.

Функции конкуренции:

Функция регулирования. Для того, чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

- предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;

- предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

Функции распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределить доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

Функции контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция представляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функции. Руководящий принцип «оптимальной интенсивности конкуренции» в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:

- технический прогресс в отношении изделий и процессов быстро внедряется (инновация под давлением конкуренции);

- предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям (например, склонности потребителей), (адаптация под давлением конкуренции).

Различают конкуренцию продавцов, стремящихся продать как можно большее количество товара по максимальной цене и конкуренцию покупателей, стремящихся приобрести товар по меньшей цене. Главной линией является конкуренция продавцов и покупателей, стоящих на противоположных принципах, в отношении уровня цен на товары. В результате этой конкуренции устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривой спроса и предложения. Различают также такие формы конкуренции, как:

1) внутриотраслевую конкуренцию — среди потребителей одной отрасли: рынки ресурсов, рынки сбыта произведенной продукции;

2) межотраслевую — среди предприятий разных отраслей за «доллар потребителя». Механизм межотраслевой и внутриотраслевой конкуренции был подробно исследован К. Марксом в III томе «Капитала»;

3) функциональную — конкуренция определенного товара, например среди производителей обуви;

4) видовую — конкуренция по цене и качеству в достаточно широком диапазоне (модная и немодная обувь);

5) предметная — конкуренция между производителями одинаковых товаров с незначительными отклонениями качества;

6) ценовую конкуренцию, осуществляемую с помощью цен, в том числе и за счет ценовой дискриминации, — установления ранжированных цен для различных групп покупателей на различных рынках;

7) неценовая конкуренция, осуществляемая неценовыми методами — улучшение качества продукции, условий продажи (сбыта).

Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную и недобросовестную конкуренцию.

Основными методами добросовестной конкуренции являются:

- повышение качества продукции;

- снижение цен («война цен»);

- реклама;

- развитие до- и послепродажного обслуживания;

- создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР и т. д.

Основными методами недобросовестной конкуренции являются:

- экономический (промышленный шпионаж);

- подделка продукции конкурентов;

- подкуп и шантаж;

- обман потребителей;

- махинации с деловой отчетностью;

- валютные махинации;

- сокрытие дефектов и т. д.

К этому можно также добавить и научно-технический шпионаж, так как любая научно-техническая разработка только тогда является источником прибыли, когда она находит применение в практике, т. е. когда научно-технические цели воплощаются на производстве в виде конкретных товаров или новых технологий.

В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:

1) качество конкуренции;

2) само существование конкуренции;

3) что цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции;

4) что предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и другим договорным условиям;

5) что защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки помогают покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых их качествах;

6) ограниченную по времени патентная защита (20 лет) и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики.

В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей, условиями вхождения на рынок и степенью воздействия форм на цены, различают следующие виды конкурентных структур:

1. Чистая конкуренция являет собой ситуацию, когда на рынке присутствует большое количество самостоятельных производителей некоторого однородного товара и масса обособленных потребителей данного товара. Чистую, или свободную, конкуренцию принято еще называть совершенной конкуренцией, а три других типа — объединять названием «несовершенная конкуренция». Последний термин принадлежит англичанке Джоан Робинсон (книга «Экономика несовершенной конкуренции», 1933 г.), которую принято считать создательницей теории несовершенной конкуренции.

2. Огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура называется олигополией и порождает так называемую несовершенную конкуренцию.

3. Когда рынок представлен относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции.

4. Существует также чистая монополия. В этом случае на рынке присутствует только один производитель товара и множество потребителей.

Рассмотрим подробнее основные из вышеперечисленных рыночных структур.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: