Ценовая система. Виды цен, их классификация

Ценовая система – это единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между различными участниками национального и мирового рынков (рис. 21.3).

Дифференциация цен по отраслям и сферам обслуживания экономики строится на основе учёта особенностей отдельных отраслей национального хозяйства и включает следующие виды цен:

тарифы грузового и пассажирского транспорта - плата за пере­мещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения;

цены на потребительские товары используются для реализации товаров в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям;

тарифы на услуги - система ставок, по которым предприятия сферы услуг реализуют их потребителям;

внешнеторговые цены - это цены, по которым осуществляется экспорт отечественных и импорт зарубежных товаров и услуг. Фор­мирование цен этой группы принципиально отличается от опреде­ления национальных цен, которые подразделяются на экспортные и импортные;

экспортные цены - это цены, по которым российские произво­дители или внешнеторговые организации продают отечественные товары (услуги) на мировом рынке;

импортные цены - это цены, по которым российские фирмы закупают товары (услуги) за рубежом. Цены на импортируемую продукцию устанавливаются на базе таможенной стоимости им­портного товара с учетом таможенных импортных пошлин, валют­ного курса, расходов на реализацию данного товара внутри страны. При этом в структуре импортных цен значительное место занимают косвенные налоги - акциз и налог на добавленную стоимость.

При дифференциации цен по степени участия государства в процессе ценообразования цены подразделяются на рыночные и регу­лируемые.

Рыночная цена товара, работ, услуг - цена, складывающаяся в процессе взаимоотношений субъектов ценообразования на рынке под влиянием конъюнктуры. Рыночные цены по условиям их фон­дирования подразделяются на свободные, монопольные и демпин­говые.

Регулируемая цена - цена, складывающаяся на рынке в процес­се прямого государственного воздействия. Регулируемые цены по условиям их формирования подразделяются на фиксированные и предельные.

Дифференциация цен по стадиям ценообразования отражает ко­личественную взаимосвязь цен, складывающихся по мере движе­ния товара (услуги) от производителя к конечному потребителю.

Цена на каждой предыдущей стадии движения товара является со­ставным элементом цены последующей стадии. Они подразделяют­ся на оптовые цены изготовителя, отпускные оптовые цены, опто­вые цены закупки и розничные цены.

Дифференциация цен по транспортной составляющей осуществ­ляется в зависимости от порядка оплаты транспортных расходов.

На практике это отражается в системе франкирования цен. «Фран­ко» означает, до какого пункта на пути продвижения продукции от изготовителя до потребителя транспортные расходы включены в состав цены (табл. 21.3).

 
 


Дифференциация цен по характеру ценовой информации строится на учете специфики этой информации и включает аукционные цены, биржевые цены, цены фактических сделок, справочные цены и ценовые индексы.

Ценовые индексы - это информационные показатели динамики цен за определенный период, которые, в свою очередь, подразделя­ются на ценовые индивидуальные индексы и ценовые сводные индексы.

21.4. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ. МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ

Методы ценообразования могут быть представлены в виде систе­мы, показанной на рис. 21.4.

Затратные методы ценообразования основаны преимуществен­но на учете издержек производства и реализации продукции, пара­метрические методы ценообразования - на учете технико-эконо­мических параметров товаров. Обоснование цен в условиях рынка опирается на использование всей совокупности ценовых методов.

 
 


К затратным методам ценообразования относятся метод полных издержек, метод стандартных издержек, метод прямых издержек.

Метод полных издержек - это способ формирования цен на ос­нове всех затрат, которые вне зависимости от своего происхожде­ния списываются на единицу того или иного изделия. Основой оп­ределения цены являются реальные издержки производителя на единицу продукции, к которым добавляется необходимая фирме прибыль. Метод при меняется предприятиями, положение которых близко к монопольному и сбыт продукции практически гарантиро­ван.

Метод стандартных издержек позволяет формировать цены на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактичес­ких затрат от нормативных. Этот метод в отличие от простого отра­жения затрат дает возможность проведения пофакторного анализа. Его преимущество состоит в возможности управления затратами по отклонениям от норм, а не по их общей величине. Отклонения по каждой статье периодически соотносятся с финансовыми ре­зультатами, что позволяет контролировать не только затраты, но и прибыль. Метод обеспечивает непрерывное сопоставление затрат. Наиболее сложным элементом системы стандартных издержек яв­ляется определение стандартов затрат. Для формирования эконо­мически обоснованных стандартов необходимо детальное изучение методов производства, технических характеристик и цен аналогич­ной продукции конкурентов, требований к данным изделиям, предъявляемых на мировом рынке, и т.п.

Метод прямых издержек - это способ формирования цен на основе определения прямых затрат исходя из конъюнктуры рынка, ожидаемых цен продажи. Практически все условно-переменные зат­раты зависят от объема выпускаемой продукции и рассматривают­ся как прямые. Остальные издержки относятся на финансовые результаты. Поэтому данный метод называют также методом фор­мирования цен по сокращенным затратам.

Основное преимущество метода заключается в возможности выявления наиболее выгодных видов продукции. Предполагается, что косвенные затраты практически не изменяются ни при замене одного изделия другим, ни при изменении в определенных преде­лах масштабов производства. Поэтому чем выше разница между ценой изделия и сокращенными затратами, тем больше валовая прибыль (покрытие), а соответственно и рентабельность. Таким образом, косвенные затраты не распределяются на конкретные из­делия, в целом по предприятию они должны быть покрыты за счет

валовой прибыли..

Разновидностью ценового метода прямых издержек является метод стандартных прямых издержек, совмещающий преимуще­ства методов стандартных и прямых затрат. Этот метод позволяет управлять сокращенными затратами по отклонениям и требует про­ведения анализа сокращенной номенклатуры затрат, на основе ко­торого можно определить «узкие места» производства и принять необходимые меры по повышению их рентабельности.

К параметрическим методам ценообразования относятся метод удельной цены, метод баллов и метод регрессии.

Метод удельной цены основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара. Удельная цена рассчитыва­ется как частное от деления цены на основной параметр качества товара. Этот метод используется лишь для ориентировочных оценок во избежание грубых ошибок.

Метод баллов заключается в использовании экспертных оценок значимости параметров товаров. Практическое использование бал­льного метода при определении конкретных цен осуществляется по следующему алгоритму:

Цена на искомый (новый) товар () балльным методом рассчитывается по формуле:

где - цена базисного товара;

- балльная оценка i-гo параметра нового товара;

- балльная оценка i-гo параметра базисного товара (эта­лона).

Метод баллов целесообразно применять при формировании цен на те товары, параметры которых разнообразны и не поддаются непосредственному количественному соизмерению (удобство, ди­зайн, мощность, цвет, запах, вкус и т.д.).

Метод регрессии состоит в определении эмпирических формул (регрессионных уравнений) зависимости цен от величины несколь­ких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товаров. При этом цена выступает как функция от параметров:

,

где Х1 Х2, Х3,..., Хn - основные параметры качества товара.

Этот метод позволяет моделировать изменение цен в зависи­мости от совокупности их параметров, строго определять анали­тическую форму связи, а также использовать уравнения регрес­сии для определения цен товаров, входящих в данный параметри­ческий ряд. В результате формируется взаимосвязанная система цен на товары.





Подборка статей по вашей теме: