Конкуренция – соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции.
Нет конкуренции – нет рынка, нет его управляемости.
Являясь непременным условием существования рынка, конкуренция приобретает различные формы, каждый из которых является рычагом регулирования экономики.
Конкуренция – общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства.
1. выявляет и устанавливает рыночную стоимость товара;
2. сводит конкретный труд к общественно-необходимому;
3. содействует выравниванию индивидуальных стоимостей и прибыли в зависимости от производственности труда и эффективности управления производством.
Посредством конкуренции происходит распределение не только факторов производства, но и доходов в соответствии с вкладом и эффективностью деятельности действующих субъектов.
Существование конкуренции обусловлено следующими принципами:
1. конкуренцию порождает редкость ресурсов, борьба за использование ограниченных ресурсов;
2. полная хозяйственная обособленность каждого субъекта рынка, его экономическая самостоятельность;
3. полная зависимость хозяйствующих субъектов от рыночной конъюнктуры и противоборство с другими претендентами на наивысший доход.
Признаки рыночной конкуренции:
1. существование на рынке большого количества производителей товаров, самостоятельно принимающих решения;
2. большое количество покупателей, предъявляющих спрос на данный товар и независимых в своих решениях;
3. ни один производитель, ни один покупатель единолично не участвует в контроле над рыночной ценой.
Конкурентная рыночная система представляет собой особый механизм, обеспечивающий взаимосвязь и синхронизацию:
1. решение потребителя о покупках товара;
↑ 2. решение производителей об их производстве;
3. решение поставщиков ресурсов о сферах приложения этих ресурсов.
Экономическое значение конкуренции:
1. побуждает фирмы и поставщиков ресурсов реагировать на запросы потребителя;
2. заставляет фирмы использовать наиболее эффективные производственные технологии;
3. достинается единство общественных и частных интересов.
Фирмы и поставщики ресурсов, действующие исключительно в собственных интересах в условиях конкурентной борьбы, обеспечивают удовлетворение в интересах общества.
Общегосударственные интересы можно свести к следующим фактам:
1. экономические ресурсы должны быть использованы оптимально, что предполагает эффективную организацию производства, внедрение новых более совершенных технологий;
2. в экономике должны производится только те товары и услуги, которые востребованы обществом, что предполагает эффективное распределение ресурсов по отраслям.
В целом, форму конкуренции можно классифицировать по следующим признакам:
1. по масштабам развития:
-индивидуальную – стремление занять свою нишу на рынке отдельным производителем;
-местная – существует между производителями на какой-либо территории;
-отраслевая – конкуренция между аналогичными товарами, обладающими определенными сходными потребительскими качествами, но различающемся по цене, качеству или ассортименту;
-межотраслевая – соперничество между предприятиями разных отраслей за платежеспособный спрос населения в целях извлечения большего дохода;
-национальная – среди отечественных фирм-производителей;
-глобальная – вышедшая за масштабы национального рынка, соперничество предприятий, хозяйственных объединений, государств на мировом рынке.
2. по характеру развития:
-свободная – ты сам выбираешь условия;
-регулируемая – государство берет на себя полномочия по защите конкуренции на основе антимонопольного законодательства.
3. по методам ведения конкурентной борьбы:
-ценовая – использование цен для обеспечения наилучшего положения фирмы на рынке при существующих условиях;
-неценовая – использование преимуществ отдельных фирм в техническом уровне дизайне, надежности эксплуатации производимых ими изделий;
-предметная – соперничество на рынках конкретных видов продукции и услуг разных фирм-изготовителей;
-видовая – соперничество между производителями однородных видов продукции для сходных сфер применения;
-функциональная – соперничество разных видов изделий одинакового назначения, которые могут быть взаимозаменяемы.
Функции конкуренции:
1.регулирования – необходимость приложения изделий, которое предпочитает потребитель; направление факторов производства в те отрасли, где существует максимальная потребность; регулирование цены;
2.мотивации – содержит двоякий смысл (шанс и риск одновременно)
-предприятие с лучшей по качеству продукцией и минимальными производственными затратами получают вознаграждение в виде прибыли→стимулирование технического прогресса;
-если не учитывать пожелания клиентов – можно потерять потребителя;
-реагировать на нарушение правил конкуренции соперниками на рынке→вытеснение с рынка;
3.распределения – эффективное распределение доходов между работодателями и работниками в соответствии с их вкладами;
4.контроля – конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия; чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.
Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функции. Руководящий принцип политики предполагает:
1. технический прогресс в отношении изделий и процессов быстро внедрятся (инновация под давлением конкуренции);
2. предприятие гибко адаптируется к меняющимся условиям (адаптация под давлением конкуренции).
Масштаб интенсивности конкуренции определяется тем, как скоро преимущество в прибыли теряется в результате успешного внедрения инновация конкурентами.
Франчайзинг – франчайзер (держатель) продает пакет документов (франчиза) франчайзи.
В первую очередь это зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рынке вперед предприятия-пионера и насколько динамичен спрос.
В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют права конкурентной борьбы и гарантирую: 1. качество продукции; 2. само существование конкуренции; 3. цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции; 4. предлагаемая услуга должна быть соразмерной цене и договорным качеством; 5. защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки полагают покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также судить по некоторым их качествам.
Существуют разные типы конкурентного поведения рыночных субъектов:
1. креативные (созидательные) – поведение, направленное на создание предпосылок обеспечивающих превосходство над соперниками;
2. приспособленческое – учитывающее инновационные изменения в производстве (копирование) и предупреждающее действие соперников;
3. обеспечивающие (гарантирующие) – поведение, направленное на сохранение достигнутых позиций.
С точки зрения активности участие в конкурентной борьбе на конкретном рынке различаются: лидера, претендентов на лидерство, ведомых и новичков.
Для совершенного рынка характерна регламентированная конкуренция, которую принято называть добросовестной или эффективной. Это значит, что на рынке никто не может монополизировать производство или продажу, не ущемляются права потребителей и действие хозяйственных субъектов не противоречат закону.
В современной экономике особое значение имеет конкуренция, начинающая задолго до появления товара на рынке (борьба за сырье, оборудование, профессиональные кадры, месторасположение).
В зависимости от способа поведения фирмы на рынке выделяют конкуренцию:
1.ценовую – борьба между производителями заполучения дополнительной прибыли путем снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества;
2.неценовую – борьба между субъектами рынка на основе технического превосходства, высокого качества и других технологий производства и сбыта.