Современные подходы к управлению

Процессный подход.

Идея процессного подхода изначально была предложена школой административного управления, которая стремилась описать функции менеджера. Однако она, как правило, рассматривала эти функции независимо одна от другой, а процессный подход рассматривает их как тесно взаимосвязанные.

Процесс управления включает четыре взаимосвязанные функции: планирование, организацию, мотивацию и контроль.

Функция планирования связана с определением целей организации и того, что должны делать ее члены для их достижения.

Организационное планирование – это не отдельное одноразовое действие, что обусловлено двумя причинами. Во-первых, хотя есть организации, прекращающие свою деятельность сразу после достижения цели, большинство из них стремится существовать как можно дольше. Достигнув первоначальных целей, они назначают новые.

Во-вторых, будущее всегда неопределенно. Из-за изменений в окружающей среде или ошибок в суждения события могут разворачиваться не так, как планировалось с учетом изменения реальных условий13.

Организация – это создание структуры. Структурировать необходимо множество элементов – работу, конкретные задания всему предприятию и

отдельным работникам. Руководитель подбирает людей, поручает им работу, делегирует отдельным представителям полномочия или право использовать ресурсы организации. В конечном итоге создается структура предприятия в целом.

Менеджер должен помнить, что самые лучшие план и структура организации бессмысленны, если кто-то в организации не выполняет фактическую работу. Задача функции мотивации именно в том, чтобы все члены организации выполняли свои обязанности в соответствии с имеющимся планом. Сегодня мы знаем, что для эффективной мотивации работников менеджер должен определить их истинные потребности и обеспечить их возможностью удовлетворять эти потребности благодаря хорошей работе.

Контроль – это процесс обеспечения действительного достижения организацией своих целей. Контроль позволяет получить информацию, необходимую для дальнейшего планирования.

Известно три составляющих управленческого контроля:

1. Установление стандартов в процессе планирования, или точное определение целей, которые должны быть достигнуты за определенный период;

2. Измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период;

3. Сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами.

Контроль позволяет по мере необходимости предпринимать корректирующие действия по предотвращению отклонений или изменению целей.

Связующие процессы – это процесс принятия решений по коммуникациям, т.е. по обмену информацией, который необходим для всех функций управления.

Системный подход.

Системный подход в менеджменте раскрывает и конкретизирует принцип системности. Основоположником современного системного подхода на Западе считается JI. Берталанфи, разработавший общую теорию систем (1968). Однако задолго до него, а именно в начале XX в., российский ученый А. А. Богданов в разработанной им всеобщей организационной науке сформулировал основные принципы и законы, по которым протекают процессы организации в природе и обществе.54

Чтобы понять, как системный подход помогает менеджеру лучше понимать организацию и эффективнее достигать целей, следует сначала дать определение системы.

Система – некая общность, состоящая из взаимозависимых элементов, каждый из которых вносит определенный вклад в характеристики целого.

Системами являются и организации. Поскольку основными компонентами организаций являются технологии и люди, их называют социотехническими системами.

Различают два основных типа систем: открытые и закрытые. Закрытая имеет жестко зафиксированные границы, и ее деятельность относительно независима от окружающей ее среды. Открытая система характеризуется тесным взаимодействием с внешней средой. Открытая система способна приспосабливаться к изменениям внешней среды, и, по сути, чтобы продолжать функционировать, обязана это делать.

Ситуационный подход.

Ситуационный подход в менеджменте состоит в том, чтобы увязывать приемы управления и решения с конкретной ситуацией. Для этого ситуации изучаются, систематизируются и для каждой из них вырабатываются свои рекомендации. Например, ситуационный подход исходит из цикличности развития рыночной экономики – за подъемом следует спад. Значит, во время кризиса должна быть усилена централизация управления, а выход фирмы из кризиса зачастую предполагает смену лидера и т. п.

Центральное место в ситуационном подходе занимает ситуация, т. е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время.

Ситуационный подход нацелен на связь конкретных приемов и концепций с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Такой подход основывается на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. При его реализации необходимо определить, каковы значимые переменные ситуации как они влияют на эффективность организации.

Заключение.

Характеристика развития управленческой мысли в России и за рубежом показала, что управленческая мысль постоянно развивалась, выдвигая все новые и новые идеи о том, как должно вестись эффективное управление.

Многие выдающиеся ученые и практики управления бывшего Советского Союза и других стран коммунистической ориентации выдвигали интересные и оригинальные идеи, касавшиеся управления. Однако будучи привязанными к исторически не оправдавшей себя социально-экономической системе, эти идеи и теоретические разработки в своей массе оказались не принятыми мировым опытом менеджмента и в конечном счете оказались вне основного русла развития управленческой мысли.

Представители различных зарубежных школ были убеждены, что именно их направление, разработка единственный ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Более поздние исследования и неудачные попытки применять теоретические открытия школ на практике доказали, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными в ограниченных ситуациях. И тем не менее каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в данную область. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции и приемы, возникшие в рамках данных школ.

В современном менеджменте сформировались основные подходы к управлению: процессный, системный, ситуационный.

Библиографический список.

1. Валовой Д.В. История менеджмента. – Москва: ИНФРА-М, 2007.

2. Вершигова Е.Е. Менеджмент. – Москва: ИНФРА-М, 2000.

3. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – Москва: Триада, 2005.

4. Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент. – Москва: Экономистъ,2006.

5. Герчикова И.Н. Менеджмент. – Москва, ЮНИТИ, 2001.

6. Драчева Е.В. Юликов Л.И. Менеджмент. – Москва: Издательский центр Академия, 2003.

7. Жолдак В.И. Сейранов С.Г. Менеджмент. – Москва 1999.

8. Зайцева Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. – Москва, 2007г.

9. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – Минск 2002.

10.Казначевская Г.Б. Менеджмент. – Ростов-на-Дону 2002.

11.Кравченко А. И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов. – Москва: Академический Проект, 2009.

12.Максимцова М.М. Менеджмент. – Москва, 2009.

13.Мескон М. Х. Основы менеджмента. – Москва: Дело, 2005.

14.Поршнев А.Г. Менеджмент. – Москва: ФБК-Пресс, 2003.

15.Семенова И.И. История менеджмента. – Москва, 2010.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: