double arrow

Реформаторская деятельность Петра I как этап развития управленческой мысли

Петр I вошел в историю российского государства как преобразователь и реформатор, заставивший Россию существенно изменить вектор своего развития. Радикальная модернизация системы управления, проведенная в годы его царствования, позволила значительно сократить отставание от передовых западноевропейских государств, повысив производительность отечественной промышленности за счет использования имевшихся внутренних резервов.

Петр I
Реформаторскую деятельность Петра обычно подразделяют на два периода: первый, охватывавший 1695-1715 гг., часто характеризуют как не всегда продуманный, что во многом определялось тяготами ведения Северной войны, и второй, продолжавшийся с 1715 по 1725 гг. и носивший явно гораздо более планомерный характер. В целом, реформы были очень разноплановыми и охватывали самые разные стороны государственной жизни, начиная от преобразования армии и флота и заканчивая реформой церковной жизни. Для истории развития управленческой мысли особую значимость имеют петровские реформы государственного аппарата, позволившие заложить основы местного самоуправления.

Давно зревшая в голове Петра идея создания совершенного государственного механизма в первой четверти 17 века обернулась появлением гораздо более эффективной системы органов власти и управления, нежели ранее существовавшая.

Вся полнота законодательной, исполнительной, и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после завершения Северной войны получил императорский титул, став, таким образом, последним царем всея Руси из рода Романовых и первым Императором. С 1711 г. начал функционировать Сенат, пришедший на смену Боярской думе – высший орган исполнительной и судебной власти, обладавший помимо этого, и значительными законодательными функциями. Император лично назначал членов совета. Через несколько лет Сенат возглавил генерал-прокурор, выполнявший контролирующую функцию и курирующий деятельность всех правительственных учреждений. Контроль осуществлялся через назначенных во все учреждения прокуроров, денно и нощно наблюдавших за деятельностью должностных лиц. Вскоре контролирующая функция стала дублироваться и фискальной системой, возглавляемой обер-фискалом. Мимо недремлющего ока фискала не должно было проскользнуть ни одно злоупотребление или нарушение со стороны чиновника.

Подверглась реформированию и давно устаревшая приказная система, создававшая невообразимую путаницу в решении многих неотложных вопросов. Вместо приказов были созданы 12 коллегий, что естественным образом завершило процесс централизации государственного аппарата. Отличительной особенностью новой системы стало четкое разграничение ведомственных функций и компетенций, установление единых норм деятельности.

В 1722 году появилась петровская «Табель о рангах», закрепившая принцип чиновной выслуги, что позволяло констатировать победу бюрократического начала в государственном аппарате над аристократическим. Была установлена четкая бюрократическая иерархия, деятельность которой строго регламентировалась предписаниями и инструкциями. Каждый чиновник был вписан в машину властной структуры, и продвижение в ней по вертикали определялось профессионализмом, личной преданностью и сроком службы. Положительным следствием реформирования стали специализация, нормативность и повышение профессионального уровня, но обычная для бюрократических систем негибкость, неспособность быстро адаптироваться к меняющимся условиям несколько снижали значимость позитивных приобретений.

Обновленный государственный аппарат требовал постоянного кадрового притока, поэтому подготовка чиновников для обновленного госаппарата стала осуществляться специальных школах и академиях в России и за рубежом.

Реформирование центрального аппарата сопровождалось перестройкой местных органов управления. Новое административное деление разбивало страну на 8 губерний, которые возглавляли назначаемые царем губернаторы, концентрировавшие в своих руках исполнительную и судебную власть и руководившие деятельностью губернских канцелярий. Однако тот факт, что губернатор находился в подчинении не только у императора, но и у Сената и многочисленных коллегий, существенно осложнял его деятельность, поскольку поступающие сверху приказы и распоряжения зачастую противоречили друг другу.

В 1719 году губернии были поделены на 50 провинций, управление в которых получили воеводы. В свою очередь провинции были разбиты на уезды, в которых имелась уездная канцелярия.

Результатом всех административных изменений стало окончательное оформление в стране абсолютной монархии, в рамках которой неограниченная власть царя опиралась на полностью зависимых от него чиновников. Процесс бюрократизации аппарата управления дошел до своего логического завершения, создав новую государственную машину, работавшую гораздо эффективнее старой.


Сейчас читают про: