На людной улице прохожие останавливаются и с интересом рассматривают причудливый автобус, обвитый гигантской змеей. Присмотревшись, становится понятно, что это
лишь качественно сделанное фото и что змея ненастоящая. Это реклама зоопарка, призывающая побывать в самом диком месте города. Автобус, обвитый огромной змеей, за
последнее время стал одним из самых ярких примеров эмибиент- рекламы.
Необычные инсталляции, шутливые баннеры, зазывающие вывески на необычных носителях — все это плод воображения рекламных креатив- щиков. Когда обычная реклама уже неэффективна, в бой пускают эмбиент-медиа.
Эмбиент-медиа — «необычная» реклама, органично вписыва-
ющаяся в окружающую среду. Располагается в местах повседневной жизни целевой аудитории. Главный акцент такой рекламы — ее удачное размещение, а также умение вызвать у аудитории положительные эмоции.
В наше время, из-за перенасыщенности рекламы, люди привыкли игнорировать стандартные сообщения с обычных рекламных носителей. Эмбиент-медиа призваны привлечь к себе внимание, предложить прохожему поучаствовать в происходящем и, конечно же, удивить.
|
|
Успех эмбиента зависит от того, где и на каких носителях следует разместить сообщение таким образом, чтобы его получили как можно больше представителей аудитории. Змея на автобусе рекламирует городской зоопарк, так что проинформировать о нем следует жителей всего города. Поэтому идея расположить рекламу на движущемся объекте — идея удачная.
Эмбиент-реклама очень разнообразна, и ее создание зависит, в основном, от находчивости ее авторов. Следует отметить, что в погоне за оригинальностью в последнее время уже появились определенные виды эмбиента.
Так, к примеру, один из самых популярных видов рекламы — это преобразование реально существующих объектов. Такая реклама располагается чаще всего на массив ных объектах, зданиях или транспорте. Благодаря качественному принту создается иллюзия, что объект действительно выглядит так, как его на самом деле замаскировали. Так, к примеру, в 2008 году в Украине служба газа разместила свою социальную рекламу на торце жилого дома, призывая жителей проверять газ перед уходом и иллюстрируя наглядный пример того, что может случиться со зданием (рис. 1). Компания Mattel, производящая детские игрушки, для рекламы серии машинок Hot Wheels превратила обычную трассу в игрушечную (рис. 2, 3). Разместив огромные фото детей, якобы играющих в машинки, реаль-
ные водители смогли увидеть детскую игру с игрушечного ракурса.
Популярностью также пользуются отдельные эмбиент-инсталяции. Их изюминка в том, чтобы необычный предмет располагался в самом обычном, будничном месте. Компания Ikea, к примеру, обустроила одну из автобусных остановок, демонстрируя примеры интерьера для маленьких помещений (рис. 4).
|
|
Наши отечественные рекламщики чаще всего прибегают к более бюджетным, но не менее оригинальным вариантам. В 2011 году агентство PROVID создало эмбиент-рекламу для киевской танцевальной студии RELEASE, обыграв желание ног танцевать, независимо от реального желания их хозяев. Для этого по городу были размещены «сбежавшие ноги», рассказывающие прохожим, что они сбежали, чтобы танцевать (рис. 5).
Эмбиент-инсталляции пользуются огромной популярностью в социальной рекламе. Чтобы привлечь внимание к проблемам глобального потепления, на ступенях Мью- зик Холла в Берлине заместили 1000 человечков, которые таяли у людей на глазах (рис. 6).
В последнее время также все чаще стала появляться эмбиент-реклама в помещении, проникая при этом в атмосферу целевой аудитории. Чаще всего изменениям поддаются общественные туалеты, лифты или лестницы. Такая реклама ориентирована только на конкрет-
ную аудиторию, которая посещает данные помещения. Иногда при этом связь между рекламируемым продуктом и задумкой может быть минимальная. Кофейный бренд на горнолыжном курорте, разместил в туалетах рекламу, которая полностью покрывает помещение (рис. 7). При этом создается впечатление, что посетитель сидит на начале трассы. Связь между кофе и трассой в том, что удовольствие от пития кофе сравнимо лишь с удовольствием от спуска с горы на лыжах.
Перед выходом на экраны фильма «Супермен» был придуман оригинальный анонс, демонстрирующий знаменитый эпизод с переодеванием Кларка Кента в супергероя. Иллюстрация была размещена на дверях лифта и внутри кабины (рис. 8), создавая впечатление реального переодевания.
Креативщики также часто придумывают тип сообщения, которое должно срабатывать только при участии других людей. Например, изготовители спреев от блох для собак могут разместить на полу торгового центра огромное фото чешущейся собаки (рис. 9). С высоты будет казаться, что люди, которые ходят по первому этажу, — это мошки. В сети известных кофеен Starbucks на стаканчиках была размещена реклама жвачек (рис. 10). Поднимая стаканчик, посетители примеряли на себя новые улыбки.
Необычные акции с участием целевой аудитории тоже считаются эмбиентом. Например, чтобы привлечь внимание обще
ственности к выходу книги «Бабий Яр» Анатолия Кузнецова, креативщики Talan Communications обклеили Киев партизанскими афишами футбольного матча между киевской и немецкой командами (рис. 11, 12). Дополнительной строкой на афише шла цитата из книги. Прохожим также вручались объяв-
ления и листовки, призывающие «явиться 29 сентября к 8 часам утра на угол Мельниковской и Дохтуровской». Воссоздавая шокирующие новости времен оккупации, агентство вызвало у современной молодежи те же эмоции, что были у их сверстников военных времен. После такой вопиющей рекламы книга имела колоссальный успех.
Охватить широкий круг целевой аудитории с помощью эмбиент- рекламы сложно из-за ее конкретной локации и ограниченного количества, но благодаря своей нестандартности эмбиент-реклама имеет определенный характер вирусности. Так, люди, увидев что-то необыч-ное, как правило, делятся впечатлениями и фотографиями со своими друзьями. Чем оригинальней и интересней проект, тем больше шансов у него стать популярным в Интернете.
Но из-за умения общественности быстро привыкать к окружающей ее рекламе креа- тивщикам приходится все время придумывать новые виды сообщений. Даже эмбиент из-за постоянного повторения форматов рискует со временем надоесть. Готовность клиента к интересным проектам и поиск креативным отделом новых видов коммуникации — ключ к успешной эмбиент-рекламе.