Лекция
Эмоции и чувства
1. Общая характеристика Э. и Ч.
2. Основные формы переживания.
3. Индивидуальные особенности эмоций.
Все с чем сталкивается человек в объективной действительности, вызывает к себе с его стороны то или иное отношение. Одному из того, с чем мы имеем дело нравится нам, радует нас, вызывает симпатию или другое нам не приятно, огорчает нас, пробуждает к себе отвращение. Все психические процессы характеризуются отражением, т.е. любой психический процесс – отражение чего-нибудь.
Чувства – своеобразное отношение человека к конкретным предметам, явлениям действительности.
Эмоции (от фр. –emotion – волную, потрясаю) – форма протекания чувств, реакция человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющая ярко выраженную субъективную окраску и захватывающая все виде чувствительности и переживаний.
Чувства – непосредственное переживание сущности сменяющихся состояний «Я» (радость, горе, печаль, взволнованность, отвращение) в нас самих и в других людях.
|
|
Специфика эмоций
1. Особая причина возникновения. Источником возникновения эмоций являются потребности и знания об особенностях данной ситуации с точки зрения возможности их удовлетворения.
Э= П + (И - и), где
И - имеющаяся информация, и – необходимая информация
Э = 0, потому что П = 0
2. Полярность. Человек может испытывать эмоции положительные и отрицательные.
Эмоции также могут быть амбивалентные, т.е. к одному и тому же предмету (субъекту) человек испытывает как «+», так и «-» эмоции. Возникает внутриличностная конфликтная ситуация. Так у отца – алкоголика любовь к семье противоборствует с ненавистью к ней, когда его лишают возможности принимать алкоголь.
Неопределенные Э. – удивление, ее знак не выражен т.к. не сложилось отношение к предмету
4. Экспрессивность. О поведении человека можно судить по его внутреннему эмоциональному состоянию и наоборот (мимика, жесты, пантомимика, речь, поза). В Древнем Китае использовали в обвинении или оправдании преступника такую процедуру. Ему давали горстку риса в рот и если рис был сырой, значит он виновен. Вглядитесь в картины И. Репина, Федорова, Сурикова и других мастеров живописи. Их талант очень верно запечатлел внешнее выражение сложных человеческих чувств – мук и страдания, горести и печали, юмора и веселья.
Печаль и уныние сопровождаются расслаблением скелетных мышц (согнутая спина, опущенные руки, склоненная на грудь голова), замедлением и неуверенностью движений. В мимике эти чувства выражаются сведением бровей, опусканием уголков рта, появлением характерных складок на лбу, от носа к уголкам рта. Иное выражение эмоций радости: мышечный тонус повышен, осанка прямая, плечи развернуты, движения энергичны и точны, брови в спокойном состоянии.
|
|
Некоторые эмоциональные движения являются остатком (рудиментом) тех действий, которые у наших далеких предков имели биологическое значение – использовались для нападения или защиты: оскал зубов, сжимание кулаков при гневе, пригибании головы при страхе, вздрагивании при испуге.
5. Особая динамика протекания. (Как развертывается во времени динамика Э.).
I. Эмоции напряжения, но они не проявляются в поведении. Эмоции внутри себя.
II. Эмоции разрядки. Эмоции ярко проявляются в поведении.
III. Угасание.