Проблемы повышения эффективности государственной службы

Государственная служба – это особый род деятельности, направленной на защиту государства и его народа.

Под государством понимается: или страна занимающая определенную территорию и заселенную людьми одной или нескольких национальностей; или специальный аппарат управления обществом страной. Оба понятия взаимосвязаны: государство-страна обязательно содержит в себе аппарат управления, а государство как аппарат управления предназначено для защиты интересов страны, ее народа.

Что касается основной функции государства, то в мировой литературе существуют две основные точки зрения: государство как защитник интересов страны и народа и государство как машина для угнетения народных масс. Исторически первенство принадлежит первой точке зрения. Гениальный мыслитель древности Аристотель Стагирит в своем знаменитом сочинении "Политика" писал: "…всякое государство представляет своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага". Государево существует, утверждал он, "ради достижения благой жизни".

Спустя несколько столетий, другой выдающийся философ, англичанин Дж. Локк, во многом разделявший взгляды Аристотеля, в новых исторических условиях повторив мысль Стагирита. Исходя из распространенной в его время концепции естественной свободы, согласно которой каждый человек рождается абсолютно свободным, Дж. Локк утверждал, что государство, власть, закон должны "осуществляться ни для какой иной цели, как только в интересах мира, безопасности и общественного блага народа.

С распространением учения о классах, классовой борьбе получает развитие взгляд на государство как машину угнетения одного класса другим. Немецкий социолог XIX начала XX века Макс Вебер толкует государство как насилие. В работе "Политика как призвание и профессия" он пишет: "Государство - есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на лигитимное насилие как средство, чтобы оно существовало. Люди, находящиеся под господством, должныподчиняться авторитету, на который претендуют те, кто теперь господствует.

По мере становления Советской власти государство постепенно отказывается от функций подавления, выдвигая на первый план функции организации и воспитания. Оно служит народу, выражает и защищает его коренные и насущные интересы. Характерно, что этот взгляд на роль государства как выразителя интереса народа со временем распространился и в немарксистской современной литературе.

Таким образом, главная, ведущая функция государства - выражение и защита интересов народа, в первую очередь трудящихся, т.к. именно эта часть населения страны является главным производителем национального богатства, главной силой укрепления могущества и независимости государства. Поскольку государственная служба призвана стоять на страже интересов государства, то и она главное определяющей функцией имеет выражение и защиту интересов населения, ее созидательных групп.

Поэтому управление обществом представляется как оптимизация системы человеческих отношений, обеспечивающих жизненную устойчивость, как природную так и социальную, посредством удовлетворения материальных и духовных интересов и потребностей.

Управление есть также повышение адаптации (приспособляемости) к природным и социальным условиям индивидов и общества.

Управление объективно порождено и постоянно воспроизводится соответствующим обществом, от него берет свою сущность в нем реализует свой потенциал, является его частью, существует для него, по уровню его развития определяется и совершенствуется.

Сущность управления, несмотря на множество внешних граней, внутренних элементов и их свойств, едина и состоит в специфическом - направляющем, организующем и регулирующим воздействие на общественные процессы.

По определению Т.В.Атаманчука: "Управление в обществе представляет собой целеполагающее (сознательное, направляющее, продуманное!), организующее и регулирующее воздействие людей на собственную, общественную, коллективную, групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно в формах самоуправления, так и через специально созданные структуры (государство, общественные объединения, партии, кооперативы, фирмы, предпринимательские организации, ассоциации и т.д).

Социальное управление следует рассматривать и как одну из важнейших функций организационной системы, обеспечивающий упорядочение, гармонизацию системы и сохранение ее качественного своеобразия.

Управление проявляется как необходимый инструмент воздействия структуре политических, экономических и других отношении.

Управление проявляется через оптимальную организацию производственной деятельности людей в сфере материального и духовного производства, а также в непосредственной сфере, в сфере быта, культурного отдыха и т.д.

Таким образом, управление людьми, идеями, социальными процессами и вещами направлены на удовлетворение разнообразных потребностей и интересов людей и поэтому носит гуманистический характер.

Социальная ценность управления определяется прежде всего его способностью обнаруживать, разрабатывать и ставить цели общественного развития, а также цели преобразования, изменения, улучшения тех или иных явлений и процессов жизнедеятельности (социальной активности) общественных структур, территориальных общностей, трудовых коллективов и отдельных граждан.

Повышение эффективности государственного управления и, как результат, оздоровление экономики невозможно без учета неэкономических императивов.

Первый императив - гепотипический - он определяется спецификой "исторических корней", "духовного начала", "исходного предназначения" того или иного целостного социума, его культурной и цивилизацией, этнонаселенческой самоиндефикацией, его общественным самосознание смыслом существования, присущей ему исторической миссией, стоящей переl ним сверхзадачей.

Второй императив - охранительный. Необходимо реально контролировать российское экономическое пространство и все в нем происходящее, оборонять его, обеспечивать его качественную специфику, его самоопределение, решать вопросы национальной безопасности и геополитической целесообразности.

Третий императив - знаниевый. Без знания, под которым необходимо понимать и науку, и технологию, и опыт, и навыки, и идеологию, и мировоззрение нет человека хозяйствующего, нет экономики. Мало того, что современность требует больших объемов разнообразных знаний, достаточно высокого уровня образовательной культуры, она требует и постоянного обновления и пополнения знания, перманентного ему обучения. Нормальная экономика сегодня - экономика во всех отношениях интеллектная, полная знаниевой культуры. Развитие общественного знания и его эффективная передача человеку действующему - необсуждаемая потребность современного экономического организма.

С точки зрения науки социального управления, целью которой является формирование целостного представления о совокупности элементов управления, их структурах и процессах, построении, функционировании и совершенствовании как единых систем государственного управления можно четко определить объект построения и совершенствования государственного и муниципального управления - систему государственного управления. Рассмотрение государственного управления как системы позволяет создать условия для максимального эффекта всей совокупности элементов государственного управления.

Однако для получения такого эффекта необходима соответствующая системная методология построения и совершенствования систем государственного управления.

Основу такой методологии, обеспечивающей повышение эффективности государственного управления, составляет, во-первых, определение государственного управления как деятельности исполнительно - распределительного органа по воздействию на объект управления (население, народное хозяйство, окружающая среда) для его перевода в состояние, обеспечивающее достижение цели соответствующего территориального образования (государство, субъект Российской Федерации). При этом в качестве цели территориального образования рассматривается обеспечение производства и воспроизводства непосредственной жизни людей, их достойной жизни и свободное развитие человека.

Во-вторых, использование системного подхода при построении и совершенствовании государственного управления, в соответствии с которым объектом построения и совершенствования является система государственного управления, рассматривается как взаимосвязанная совокупность форм, методов, информации, технологии, технических средств управления и управленческих работников.

Основными методами построения оптимальных систем государственного управления является метод построения нормативной модели системы государственного управления, системной структурно-функционально-целевой метод и метод группировки функций государственного управления.

Нормативная модель или, другими словами, организационный проект системы государственного управления представляет собой комплекс инструктивных и методических материалов, регламентирующих структуру и процесс управления (устав территориального образования, схема управления территорией, положения об органах и структурных подразделениях, должностные инструкции, управленческие процедуры на сложные функции органов и структурных подразделений, технологические карты на простые функции и т.п.).

Системный структурно-функционально - целевой метод предусматривает построение функционально-целевых систем государственного управления, а также органов и структурных подразделений.

Функционально - целевая модель системы государственного управления на основе цели системы управления, под которой понимается обеспечение перевода объекта управления в состояние, необходимое для достижения цели территориального образования, позволяет определить функции системы управления и методом их группировки построить организационную структуру этой системы, состоящую из должностных лиц (руководителей), органов, структурных подразделений и связей подчиненности между ними.

На основе цели каждого органа или структурного подразделения осуществляется построение функционально-целевой модели органа или подразделения, последовательно разделяя цель на задачи, функции, операции и действия. На базе цели, задач и функций разрабатывается положение об органе или структурном подразделении; на основе функций рассматриваемых в качестве задач работников, и операции как их обязанностей, разрабатываются модели должности.

Эффективность деятельности органа государственного управления, как и любой другой организации, возможна на основе соблюдения основных принципов управления, так как принципы управления определяют закономерности функционирования и развития управляемой системы.

На основе теоретического обобщения можно выделить 9 основных принципов:

1. Принцип правовой защищенности управленческого решения. Данный принцип требует знания действующего законодательства, что обуславливает принятие управленческих решений только с учетом их соответствия действующим правовым актам.

2. Принцип оптимизации управления. Этот основополагающий принцип управления ориентирующий на централизацию управления при решении стратегических задач и децентрализацию - освобождение от постоянной опеки при выполнении функциональных обязанностей.

3. Принцип делегирования полномочий. Предусматривает передачу руководителем части своих служебных функций подчиненным без активного вмешательства в их деятельность, при этом управленческая активность не делегируется.

4. Принцип соответствия. Суть этого принципа заключается в том, что выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя.

5. Принцип автоматического замещения отсутствующих. В соответствии с этим принципом замещение отсутствующих должно решаться на основе действующих служебных должностных инструкций и регулироваться формально.

6. Принцип первого руководителя. На основании данного принципа при организации выполнения особо важных заданий контроль за ходом работы остается за первым руководителем.

7. Принцип одноразового ввода информации. Один раз введенная в долговременную память компьютера информация может неоднократно использоваться для решения целого комплекса информационно связанных задач.

8. Принцип повышения квалификации. Данный принцип предполагает как систематическое повышение квалификации, так и ротацию по службе.

9. Принцип "монтера Мечникова" (Кноринг). Принцип "монтера Мечникова" гласит, что любое управленческое решение должно быть обеспечено документально или материально. Данный принцип имеет еще одну область применения - оплата работ по конечным результатам.

Последние четыре принципа управления обеспечивают развитие и совершенствование самой управленческой системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: