Особенности политической модернизации Республики Беларусь

Во-первых, процесс политической модернизации Республики Беларусь можно в целом отнести к эндогенно-экзогенному типу

Во-вторых, характерной особенностью этого типа модернизации является сочетание различных собственных и заимствованных инсти­тутов и традиций.

В-третьих, для Республики Беларусь характерна особая и не сравнимая с другими странами роль государ­ства в инициировании, определении направленности и осуществлении модернизационного процесса на всех его стадиях.

В-четвертых, периодически реализующаяся разнонаправленность процессов модернизации государства и модернизации общест­ва. Благодаря слабости гражданского общества и исключительной ро­ли, которую играет государство в Республике Беларусь, модернизация общества по­стоянно подменяется модернизацией государства.

По­литическая система республики имеет ряд отличительных признаков:

определенный перевес в распределении властных пол­номочий в сторону исполнительных органов государствен­ной власти;

недостаточная развитость и адаптированность систе­мы местного самоуправления к новым условиям социаль­но-экономического развития;

отсутствие авторитетных политических партий и дви­жений общенационального масштаба;

слабость конструктивного компонента в деятельнос­ти политической оппозиции;

фрагментарность политической культуры в условиях радикального изменения системы ценностей [7, с.32].

Для политической системы Республики Беларусь характерны также демократизация общественной жизни, становление Республики Беларусь как самостоятельного суверенного и правового государ­ства, ее национальное возрождение, усиление борьбы за власть но­вых политических элит

Имеется необходимость осу­ществлять в политической практике принципы правового государства, его демократические основы, признание чело­века, его прав и свобод высшей ценностью и обязанностью государства, их соблюдение и защита; утверждение о наро­де Беларуси как о носителе и единственном источнике влас­ти; принцип действительного (и не на словах) разделения властей, а также другие конституционные нормы, без кото­рых общество не может обрести свободу и ощутить преиму­щество демократии.

Среди проблем проведения политической модернизации Республики Беларусь можно отметить фактическое отсутствие самих предпосылок перехода к демократии. Поэтому стремление внедрить западные модели путем либерализа­ции привело эти страны к тяжелым, разрушительным пос­ледствиям и сильно скомпрометировало демократические ценности в массовом сознании. Преграды на пути станов­ления демократии связаны с низким уровнем политической культуры, в частности с от­сутствием у большинства населения реакции отторжения авторитаризма и тоталитаризма, осознанной необходимос­ти и потребности постоянно защищать свои права и свобо­ды и не допускать попрания конституционных основ госу­дарства.

Общественная самодеятельность и обретение людьми гражданских прав и свобод в нашей стране исторически осуществля­лось путем ассоциирования индивидов на базе местного самоуправ­ления, распространения на все общество регулятивных функций общины. Это не только придало национальную специфику процессу становления гражданского общества, но и затормозило его развитие, обусловив его большую зависимость от государства.

Существенными факторами, предопределившими отечесвтенную специфику этого про­цесса, были и низкая популярность либеральных ценностей в обще­стве, и то, что социальным лидером становления гражданского об­щества, причем как в начале складывания капиталистических поряд­ков в XIX в., так и при аналогичных обстоятельствах в конце XX в., являлся не слой предпринимателей, как на Западе, а интеллигенция. Это не просто сузило экономические возможности укоренения граж­данского общества, но и придало данному процессу несколько ото­рванный от социальной структуры характер.

Серьезную опасность для формирования и существования гражданского общества представля­ет и деятельность различного рода корпоративно-бюрократических структур внутри государства, неизменно принижающих статус само­деятельной активности граждан и стремящихся усилить государствен­ную опеку над нею. Самостоятельными и крайне важными причина­ми ослабления позиций гражданского общества служат и непроясненность для населения ценностей социальной самодеятельности, отсутствие приверженности общественного мнения ценностям идео­логии прав человека.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: