Во-первых, процесс политической модернизации Республики Беларусь можно в целом отнести к эндогенно-экзогенному типу
Во-вторых, характерной особенностью этого типа модернизации является сочетание различных собственных и заимствованных институтов и традиций.
В-третьих, для Республики Беларусь характерна особая и не сравнимая с другими странами роль государства в инициировании, определении направленности и осуществлении модернизационного процесса на всех его стадиях.
В-четвертых, периодически реализующаяся разнонаправленность процессов модернизации государства и модернизации общества. Благодаря слабости гражданского общества и исключительной роли, которую играет государство в Республике Беларусь, модернизация общества постоянно подменяется модернизацией государства.
Политическая система республики имеет ряд отличительных признаков:
определенный перевес в распределении властных полномочий в сторону исполнительных органов государственной власти;
недостаточная развитость и адаптированность системы местного самоуправления к новым условиям социально-экономического развития;
отсутствие авторитетных политических партий и движений общенационального масштаба;
слабость конструктивного компонента в деятельности политической оппозиции;
фрагментарность политической культуры в условиях радикального изменения системы ценностей [7, с.32].
Для политической системы Республики Беларусь характерны также демократизация общественной жизни, становление Республики Беларусь как самостоятельного суверенного и правового государства, ее национальное возрождение, усиление борьбы за власть новых политических элит
Имеется необходимость осуществлять в политической практике принципы правового государства, его демократические основы, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью и обязанностью государства, их соблюдение и защита; утверждение о народе Беларуси как о носителе и единственном источнике власти; принцип действительного (и не на словах) разделения властей, а также другие конституционные нормы, без которых общество не может обрести свободу и ощутить преимущество демократии.
Среди проблем проведения политической модернизации Республики Беларусь можно отметить фактическое отсутствие самих предпосылок перехода к демократии. Поэтому стремление внедрить западные модели путем либерализации привело эти страны к тяжелым, разрушительным последствиям и сильно скомпрометировало демократические ценности в массовом сознании. Преграды на пути становления демократии связаны с низким уровнем политической культуры, в частности с отсутствием у большинства населения реакции отторжения авторитаризма и тоталитаризма, осознанной необходимости и потребности постоянно защищать свои права и свободы и не допускать попрания конституционных основ государства.
Общественная самодеятельность и обретение людьми гражданских прав и свобод в нашей стране исторически осуществлялось путем ассоциирования индивидов на базе местного самоуправления, распространения на все общество регулятивных функций общины. Это не только придало национальную специфику процессу становления гражданского общества, но и затормозило его развитие, обусловив его большую зависимость от государства.
Существенными факторами, предопределившими отечесвтенную специфику этого процесса, были и низкая популярность либеральных ценностей в обществе, и то, что социальным лидером становления гражданского общества, причем как в начале складывания капиталистических порядков в XIX в., так и при аналогичных обстоятельствах в конце XX в., являлся не слой предпринимателей, как на Западе, а интеллигенция. Это не просто сузило экономические возможности укоренения гражданского общества, но и придало данному процессу несколько оторванный от социальной структуры характер.
Серьезную опасность для формирования и существования гражданского общества представляет и деятельность различного рода корпоративно-бюрократических структур внутри государства, неизменно принижающих статус самодеятельной активности граждан и стремящихся усилить государственную опеку над нею. Самостоятельными и крайне важными причинами ослабления позиций гражданского общества служат и непроясненность для населения ценностей социальной самодеятельности, отсутствие приверженности общественного мнения ценностям идеологии прав человека.