РОССИЙСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ УНИВЕСТЕТ
АП. ИОАННА БОГОСЛОВА
ГРЕЧЕСКАЯ ПАТРОЛОГИЯ
(ОБЩИЙ КУРС: в 3-х ч.)
Москва
Целями освоения дисциплины «Греческая патрология (общий курс)» являются:
a. овладение историческим контекстом изучаемого периода во всем разнообразии отдельных исторических событий, повлиявших на возникновение патристического наследия, а также во всем богатстве культурного окружения раннего христианства, предоставившего ему широкие возможности для создания собственной христианской культуры и цивилизации;
b. знакомство с богословским наследием важнейших представителей древнецерковной письменности во всем многообразии внутренних периодов, поколений, школ, традиций и отдельных авторов и памятников в рамках изучаемого периода древней патристики (с конца I по конец IV века); вхождение в основную богословскую проблематику христианской церковной традиции, представленную в систематическом ключе (богопознание, триадология, космология, христология, антропологии, экклезиология, эсхатология, мистика и аскетика);
|
|
c. знакомство с основными типами богословского творчества древнего христианства, отвечавшими на три основные задачи, стоявшие перед христианскими богословами: дидактическая, полемическая и апологетическая (проповедь и катехизация, богословская полемика и догматика, миссионерство и апологетика);
d. освоение основной православной богословской терминологии, сложившейся в общих чертах в первое тысячелетие христианской истории;
e. знакомство с достижениями отечественной и западной патрологической науки
Патрология, наряду с рядом других богословских дисциплин (библеистика, литургика, история церкви), с одной стороны, носит выраженный исторический характер. Этим обстоятельством обусловлен основной набор методов или частных специализаций патрологического исследования: 1) исторические, поскольку исследование авторов и обстоятельств появления текстов роднит и сближает изучаемый предмет с разделом исторических исследований в гуманитарном знании. В историческом аспекте патрология во всем разнообразии приёмов и принципов исторического исследования призвана создать достоверную картину реальных обстоятельств возникновения тех или иных текстов, исторической деятельности отдельных авторов, формирования целых поколений и традиций в богословском творчестве древних христиан; 2) филологические, ибо исследование текстов требует от исследователя навыков работы с текстами первоисточников, переводов, а также с обширнейшей дополнительной научной литературой на русском и доступных современных языках. В филологическом аспекте патрология свзана с изучением древних текстов, исследованием их рукописной традиции, принципами сопоставления и сравнения различных текстов. Таким образом, курс имеет непосредственное касательство к историко-богословским дисциплинам — библеистике, литургике, истории церкви, а также к циклу филологических дисциплин классического образца (древние языки + один-два современных иностранных языка).
|
|
С другой стороны, патрология, имеющая дело с авторами-богословами и текстами, содержащими богословские идеи, не может устраниться от обязанности этот материал каким-то образом интерпретировать. Поэтому, в прямой зависимости от содержания и выразительных средств того или иного конкретного патристического памятника, настоящая церковно-научная дисциплина использует плоды наук «второго уровня рефлексии» ¾ философии и богословия, перекликаясь тем самым с курсами по истории античной философии и догматическому богословию.
Наконец, изучая истоки и корни христианской богословской традиции, из поля зрения как педагога, так и студента не должно выпадать то обстоятельство, что эта традиция продолжает свое существование, будучи живым и развивающимся в современном мире мировоззрением. Тем самым, предмет «Патрология I–IV веков» примыкает к «актуальным» дисциплинам общего цикла теологического образования ¾ литургике, каноническому праву и практическому богословию.