Окружающий мир предъявляет каждой особи свои требования. Всякий, кому эти требования оказались не по плечу, либо погибает, либо вынужден искать более приемлемую среду обитания. Окружающий мир принимает непосредственное участие в отборе. При этом вовсе не обязательно, что отбор пойдет в направлении совершенствования вида.
Нам известны и примеры обратного:
Рога живших когда-то в нашей местности оленей из поколения в поколение становились всё более и более ветвистыми.Дошло до того, что концы рогов оказались на расстоянии нескольких метров друг от друга. Такое развитие оказалось для оленей роковым. Животные более не могли укрываться в спасительной чаще леса, так как их рога не давали им пройти между деревьями. В чистом поле они неизбежно становились легкой добычей своих врагов. Этот вид оленей вымер.Под воздействием внешних факторов изменяется внешний облик растений, животных и человека.
Высокогорное растение эдельвейс очень хорошо приспособилось к среде своего обитания. Оно борется за жизнь, будучи, зачастую, укоренено лишь в трещине скалы. Его ворсистые, узкие листочки довольствуются и самым малым количеством воды. Время цветения и плодоношения четко синхронизировано с непродолжительным периодом хорошей погоды. А случится ветру занести семена эдельвейса в долину, то он, изменившись, приживется и в этих новых условиях. Исчезает ворсистость листьев, сами листья становятся шире, а всё растение - выше. Если же посадить семена этой, ставшей долинной, формы снова в горах, перед нами предстанет эдельвейс в своем прежнем альпийском обличье.
|
|
Пример из царства зверей: Когда двух поросят одного помета выращивают в разных условиях, то отличие их друг от друга бросается в глаза уже через короткое время. Тот, которому были созданы благоприятные для роста условия, будет превосходить по размерам и весу своего менее удачливого собрата. Однако, потомство, полученное в дальнейшем от каждой из особей, при нормальных условиях роста не будет сколько-нибудь значительно отличаться друг от друга.
Действие таких закономерностей распространяется и на человека, как в физическом, так и в умственном отношении. Систематические занятия спортом развивают определенные органы и группы мышц, упражнение способствует выработке навыков, прилежание приносит знания. Но всё это - при обязательном наличии соответствующих задатков; окружающий же мир произведет отбор.
Окружающий мир способствует, либо препятствует развитию. Но он не в силах изменить наследственность.