Задание 3. Практическое задание "Сегментация потребителей турпродуктов"

Практическое задание "Сегментация потребителей турпродуктов"

Туристический рынок, как и многие другие рынки, характеризуется существованием большого числа групп потребителей, отличающихся друг от друга вкусами, предпочтениями, уровнем доходов. И даже если эти группы представляют клиентов или потребителей одной туристической фирмы, мотивация приобретения услуг различна. Например, клиентами одной и той же фирмы могут являться бизнесмены, путешествующие туристы и участники конференций. Очевидно, что мотивы и цели их покупок будут очень сильно отличаться. Путешествующие туристы, более чувствительные к уровню цен, чем командированные бизнесмены или организаторы мероприятий. Те, кто платит деньги не из собственного кармана, могут заказывать более дорогие туры. Как правило, ими же востребованы и дополнительные услуги.

Сегментация рынка – это процесс его разделения на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные продукты и комплексы маркетинга. Такой подход позволяет туристическому менеджменту определять жизнеспособные, устойчивые и выгодные группы потребителей. Объектом сегментации являются потребители (гости). Цель сегментации – максимальное удовлетворение требований потребителей. Основными преимуществами проведения сегментации рынка услуг является более точное понимание требований, нужд и мотиваций потребителей.

В туристическом бизнесе рекомендуется использование следующих критериев при проведении сегментации рынка.

Группа 1. Культурно-географические критерии – это деление рынков потребителей туристических услуг по территориальному признаку. В качестве географического рынка могут рассматриваться отдельные страны, группы стран или целые регионы мира, имеющие определенную историческую, политическую, экономическую, этническую и религиозную общность. Порядок выделения и группировки рынков по территориальному признаку каждой фирме рекомендуется определять самостоятельно для наиболее выгодного и эффективного представления своих продуктов и соответствия стратегическим целям.

Группа 2. Социально-экономические критерии предполагают выделение сегментов потребителей на основе общности побудительных мотивов и целей поездок, социальной и статусной принадлежности, уровня доходов и степени расходования средств. В туристическом бизнесе данная группа критериев, пожалуй, является наиболее часто используемой при сегментировании рынка. Так, в соответствии с целями поездок выделяют следующие группы (сегменты) туристов: бизнес-туристы (командированные, бизнесмены, коммерсанты); туристы, направляющиеся на отдых и экскурсии (познавательный и поощрительный туризм); конгрессмены и организаторы мероприятий, и т. д.

Группа 3. Психоповеденческие критерии объединяют целый комплекс характеристик потребителей, представляющий собой модель жизни и поведения личности, определяемую увлечениями, поступками, интересами, типом отношений с другими людьми и т.д. В основе этих критериев лежит учет различных аспектов поведения потребителя туристических и гостиничных услуг, таких как предпочитаемые средства транспорта (наземные, водные, воздушные) и размещения (новые отели, отели, представляющие историческую ценность и т.д.), степень приверженности конкретному отелю, отношение к рекламе, новинкам рынка, чувствительность к обслуживанию и т.п.

Группа 4. Демографические критерии. Сегментация потребителей по демографическим критериям (пол, возраст, жизненный цикл семьи) относится к числу достаточно часто применяемых в туристическом бизнесе. Это объясняется устойчивостью данных характеристик во времени и наличием между ними и спросом тесной взаимосвязи.

Задание

Изучите данные о сегментации рынка потребителей турпродуктов, представленные в таблице 2.

Таблица 1

Данные о рынке турпродуктов

Факторы, значимые для потребителей Сегменты потребителей турпродуктов
Семейный отдых Экстремальный отдых Познавательный отдых Оздоровительный отдых Пассивный отдых Деловой туризм
1. Период отдыха *** ** ** * ** ***
2. Цена ** * ** ** ** *
3. Условия размещения *** ** ** *** ** ***
4. Экскурсионная программа * * *** * * **
5. Развлекательная программа *** * ** ** *** **
6. Наличие развитой инфраструктуры * * ** ** * ***
7. Возможность изменения условий тура *** * ** * ** **

Обозначения: *** – очень важный фактор; ** – важный фактор; * – маловажный фактор.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: