Планирование затрат коммерческой организации в области производства необходимо рассматривать как составную часть внутрифирменного планирования, в частности как часть плана производственной деятельности и финансового плана, направленных на расчет прибыли от реализации произведенной продукции (работ, услуг) и общей прибыли организации.
Общая прибыль коммерческой организации складывается из финансового результата от производства и реализации продукции (работ, услуг), прибыли от прочей реализации (например, реализации основных средств и иного имущества организации), а также доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Планирование прибыли от производства и реализации продукции (работ, услуг) можно осуществлять следующими методами:
· методом прямого счета, когда прибыль определяется как разница между доходом (выручкой) от реализации продукции и ее себестоимостью;
· укрупненным или нормативным методом, когда прибыль от реализации определяется умножением себестоимости реализуемой продукции на плановый норматив рентабельности (к себестоимости) или умножением объема реализации продукции на коэффициент прибыли (к объему реализации).
|
|
Такие расчеты могут производиться по отдельным видам продукции (работ, услуг), их группам или по всей продукции.
В рыночной экономике широко используется метод планирования будущих расходов и доходов, основанный на делении затрат на постоянные и переменные. Это позволяет решить многие задачи, в частности:
· снизить трудоемкость расчетов и сократить сроки их выполнения, что очень важно, например, для малых предприятий;
· определить уровень риска;
· определить целесообразность расширения производственных мощностей предприятия;
· определить целесообразность дополнительной загрузки производственных мощностей и т. д.
Суть такого подхода к планированию издержек заключается в том, что затраты коммерческой организации подразделяются на постоянные и переменные в зависимости от степени их реагирования на изменение масштабов производства.