При планировании показателей деятельности предприятия, как правило, стремятся не только к получению максимального размера прибыли, но и к снижению уровня риска. С этой целью рассчитывают порог безубыточности производства (точку безубыточности) и определяют зону безопасности.
Планирование порога безубыточности
Безубыточность – такое состояние производства, при котором выручка покрывает только затраты, финансовый результат равен нулю, т. е. бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Очевидно, чем больше разница между фактическим объемом производства и объемом, обеспечивающим безубыточность, тем меньше риск производства. Как правило, этот фактор учитывается при разработкебизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятия.
Для одного вида продукции безубыточный объем продаж можно определить в натуральном выражении:
, (9)
где - безубыточный объем продаж.
В стоимостном выражении безубыточный объем продаж определяется следующим образом:
|
|
, (10)
где TRmin – пороговая выручка.
Иначе безубыточный объем продаж в стоимостном выражении можно рассчитать, поделив сумму постоянных затрат на коэффициент покрытия, т. е. долю маржинального дохода в выручке:
(11)
Если речь идет о планировании безубыточности деятельности предприятия в целом в условиях, когда производится несколько видов продукции, ее можно определить только в стоимостном выражении. При этом к сумме постоянных затрат относят не только постоянную часть операционных затрат, но и фиксированные налоги и платежи из прибыли, не зависящие от ее размера (налог на имущество и др.)
Выручка и затраты должны относиться к одному и тому же периоду времени (месяц, квартал, полугодие, год). Точка безубыточности будет характеризовать минимально допустимый объем продаж за тот же период.
Пример
На основании информации об условиях производства и реализации продукции рассчитаем минимальную выручку, которую должна иметь Компания 1, чтобы покрыть текущие затраты.
Таблица 1 - Расчет точки безубыточности
Показатель | Продукт 1 | Продукт 2 | Продукт 3 | Итого |
Фактический объем продаж, ед./мес. | ||||
Цена за единицу продукции, тыс. руб. | × | |||
Стоимость реализованной продукции, тыс. руб./мес. | ||||
Средние переменные затраты, тыс. руб. | × | |||
Переменные затраты на весь объем реализации, тыс. руб./мес. | ||||
Постоянные затраты, тыс. руб./мес. | ||||
Прибыль, тыс. руб./мес. | ||||
Безубыточный объем реализации, тыс. руб. | 800 2600 / (2600 – 1560) = 2000 |
Фактический объем продаж 2600 тыс. руб. в месяц превышает точку безубыточности, что положительно характеризует компанию.
|
|
Точка безубыточности — чуть ли ни единственный финансовый показатель, о котором можно сказать: «Чем ниже, тем лучше». Такие выводы логичны: чем меньше необходимо продавать, чтобы начать получать прибыль, тем меньше вероятность финансовых проблем (можно выразиться иначе — тем «проще» получить доход). Однако для данного утверждения есть одно но, о котором стоит сказать несколько слов.