Довольно часто встречается утверждение: снижение точки безубыточности есть критерий успешной работы компании; рост точки безубыточности — свидетельство ухудшения ее финансового состояния. Необходимо помнить, что данные выражения справедливы только при условии, что масштабы компании не меняются.
Расширение, рост компании неизбежно приводит к росту постоянных затрат. Так, с увеличением объемов производства вырастут затраты на ремонт и обслуживание оборудования. Расширение производственных мощностей, выпуск нового продукта — это арендная плата за новые помещения, привлечение дополнительного персонала и, следовательно, дополнительные затраты на оплату труда, рост затрат на рекламу и продвижение товаров. Как только размер компании увеличился (размер, измеряющийся объемами продаж), компания выходит на новую, более высокую точку безубыточности.
Получаем следующую закономерность: точка безубыточности изменяется пропорционально масштабам компании. Поэтому точка безубыточности мастерской по ремонту автомобилей будет всегда ниже, чем у предприятия — производителя автомобилей. В свою очередь, производитель автомобилей будет иметь точку безубыточности заведомо ниже, чем автомобильный консорциум с сетью предприятий и сбытовых центров по всему миру. Очевидно, что сравнивать эти компании по точке безубыточности не объективно. Если ориентироваться на минимум точки безубыточности, то предприятия никогда не должны становиться больше маленькой ремонтной мастерской.
|
|
Таким образом, точка безубыточности может дать объективный ответ не на все вопросы. Точка безубыточности всегда покажет, какой минимум продаж необходим, чтобы компания работала без убытков. Но сказать, упрочилось или ухудшилось финансовое положение компании, точка безубыточности может не всегда. Для ответа на последний вопрос определяется «запас прочности».