Семинар 3 «Технология профессионально-педагогического общения»

Вопросы для обсуждения

· Стадии педагогического общения

· Речевые способности и их роль в педагогическом общении

· Средства, повышающие эффективность коммуникативного взаимодействия

· Технология информативного речевого воздействия педагога

· Коммуникативная компетентность учителя

Практическое задание:

· Составьте своеобразное руководство для учителя по оптимизации общения с детьми.

Решение педагогических ситуаций

· Учительница математики что-то объясняла, а Витя, впечатлительный мальчик, только что получивший тройку по любимому предмету – истории, сидел и раскладывал какую-то бумажку на столе, думая о совей неудаче.

· – Что ты там делаешь? Почему не слушаешь? – обрушилась на него Ксения Витальевна. – Ты стал плохо себя вести,,,

– Ну и что ж! – вызывающе буркнул Витя.

- Как ты разговариваешь с учителем? Встань!

– А чего мне вставать? Я ничего не сделал…

- Ах, так? Ну, тогда выходи отсюда!

- А я не пойду…

- Нет, пойдешь…

Учительница, взяв мальчика за руку, выгнала его силой из класса под неодобрительный шепот всех остальных школьников.

Вопросы:

· Почему произошел срыв в поведении мальчика?

· Проанализируйте характер педагогического воздействия учителя на Витю. Дайте психологическое объяснение, инструментовку методам, выбранным учителем.

· В чем состоял педагогический просчет учителя?

2.Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокоились, наступила тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на смеявшегося, он. Смотря вам прямо в лицо, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия»

Как вы отреагируете на это?

3.Начинающий учитель обращается к Вам как к классному руководителю и просит присутствовать на уроке Вашего класса. Когда ученики видят Вас, то начинают громко комментировать Ваше появление репликами: «О, сама справиться не может, классную позвала!».

Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?

· Контрольная работа (работу выполнить до занятия, на занятии сдать)

Задание: Правила педагогического общения

«1) Уделяйте внимание всем учащимся, равномерно распределяя между ними свое внимание и время;

2) найдите возможность для личного контакта с каждым учащимся – демонстрируя, что принимаете его, проявляете к нему интерес;

3) хвалите учащихся справедливо;

4) учитывайте индивидуальные особенности учащихся» (Р.Бернс Я-концепция и воспитание)

Вопросы:

Какие из приведенных рекомендаций, на ваш взгляд, соблюдаются, а какие нарушаются в школьной практике?

Каковы причины этих нарушений?

Как сказываются они на развитии воспитательных взаимоотношений?

Задание: Из нижеперечисленных профессиональных умений учителя выберите 6, играющих решающую роль в установлении эмоциональных контактов со школьниками. Дате психолого-педагогическое обоснование вашему выбору.

4. Вербальные 8. Прогностические

5. Самопрезентационные 9. Гностические

6. Организаторские 10. Экспрессивные

7. Конструктивные 11. Информационные

8. Аналитические 12. Перцептивные

9. Рефлексивные 13. Импровизационные

10. Невербальные 14. Дидактические

Литература

· Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении.- М. Просвещение, 1987

· Я (Педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников)- М., 1992

· Рыданова И.И. Основы педагогики общения. – Минск, 1998


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: