Планы и УММ к практическим (семинарским) занятиям
Занятие 1. Тема «Решение педагогических ситуаций»
Задачи: -получить представление о сущности педагогических ситуаций, алгоритме их решения
- формировать умение решать педагогические задачи
План занятия
1. Сообщение - обзор литературы по теме занятия, литературу подобрать самостоятельно
2. Сообщение о типах и видах педагогических задач, способах их разрешения
3. Групповая работа — разработать алгоритм решения педагогической задачи, обосновать
4. Представление алгоритмов по группам, выбор лучшего варианта
5. Решение педагогических задач по группам в соответствии с алгоритмом
Примерный алгоритм решения педагогических задач
1.Мотивация принятия решения, осознание цели, необходимости принятия решения
2. Анализ конкретной ситуации и вычленение проблемы (проблем)
3. Разработка вариантов (альтернатив) для принятия решения. Выявление гипотез
4. Выбор критериев решения (Критерий – это условный образец (правила, нормы), позволяющий сравнить между собой рассматриваемые варианты решений с точки зрения их целесообразности и эффективности для достижения цели).
5. Оценка и прогноз перебираемых вариантов (альтернатив). Определение меры возможности осуществления вариантов и прогностическая оценка последствий каждого из вариантов.
6. реализация выбранного варианта решения
7. Рефлексия успешности решения педагогической ситуации
8. Коррекция полученного решения в зависимости от педагогической ситуации.
Педагогические задачи
· Ученику 7 класса трудно дается черчение. Жалуется, что к нему и его друзьям «придирается» учитель. Однажды подросток просит отца помочь ему с домашним заданием. Отец, инженер-конструктор, чертеж выполняет сам.
На следующий день сын приносит за этот чертеж оценку «неудовлетворительно». Оскорбленный отец идет к директору школы с жалобой на необъективность преподавателя, поскольку, как профессионал уверен, что уж его-то чертеж не может быть на «двойку».
· Ученик десятого класса с большим нежеланием занимается на уроках истории и обществоведения. Учительница, не сумев найти контакта с учеником, часто грубо делает ему замечания по поводу его отношения к занятиям. Ученик в ответ намеренно нарушает дисциплину. Однажды он так вел себя на уроке, что учительница попросила его выйти из класса. Ученик отказался выполнить ее просьбу. Тогда учительница подошла к его столу, взяла портфель и выбросила в коридор. Ученик в ответ подошел к столу учительницы, взял ее сумку и бросил вдоль класса.
1. В следующий раз, когда в класс вошла Нина Петровна (учительница химии), я тут же достал из сумки большую пробку и, когда начался урок, воткнул ее себе в ухо. Раздался, ясно-понятно, смех. Учительница смотрит на меня, я смотрю на учительницу. Она спрашивает:
- Антонов, что у тебя торчит из уха?
- Пробка,- отвечаю я.
- Зачем она торчит у тебя из уха?
- Затем, что про меня говорят, что слова у меня влетают в одно ухо, а в другое вылетают, - отвечаю я вежливо.- Так вот, чтобы влетая в одно ухо, они не вылетали бы из другого, я и придумал это приспособление.
4. Урок шел как обычно. Наталья Кирилловна начертила на доске схемы и приступила к объяснению. Вдруг она услышала слева от себя скрип. Скрипел Сергеев, и она, не задумываясь, строго сказала: «Сергеев, прекрати скрипеть, или я тебя удалю с урока!»
«Что Сергеев-то?- громко зашумел семиклассник.- Вы сначала разберитесь, кто скрипел, а потом говорите!»
Учительница продолжила объяснение, но и скрип возобновился тоже. Тогда Наталья Кирилловна подошла к Сергееву, взяла у него дневник и записала туда замечание. Так как замечание было записано, Сергеев принялся скрипеть еще громче, откровенно издеваясь над учителем. Наталья Кирилловна громко произнесла: «Немедленно выйди за дверь!» Сергеев не вышел, а пустился в пререкания.
«Пока ты, Сергеев, не выйдешь из класса, я урок вести не буду!»
Но это не оказало никакого действия ни на Сергеева, ни на класс.