Цель: осмысление сущности педагогического такта, личностных качеств учителя, являющихся предпосылкой овладения педагогическим тактом; развитие умения проявлять педагогический такт в различных условиях учебно-воспитательной работы.
План занятия
· Проверка теоретических знаний
· Анализ ситуаций и решение задач по проблеме педагогического такта
· Проверка теоретических знаний
- Сущность понятия «такт», его функции, особенности поведения тактичного человека;
- Соотношение понятий «такт» и «педагогический такт»;
- Функции и принципы педагогического такта;
- Нравственно-психологические качества учителя как предпосылки педагогического такта;
- Особенности проявления педагогического такта
2. Анализ ситуаций
1. Звенит звонок на урок. 8 класс у кабинета истории ожидает учительницу. Кабинет зарнот. Вот и учительница. Она подошла к двери, вставила ключ, но замок не открылся. Присмотревшись, она заметила, что замочная скважина забита бумагой. Обведя ребят подозрительным взглядом, учительница спросила: «Кто до этого додумался?» Ребята растерянно переглянулись. «Надеетесь таким образом сорвать урок?» - накинулась она на ребят с обвинениями. Ученики пробовали возражать,но учительница, не слушая, продолжала их обвинять, высказывать угрозы. Она почти кричала от негодования… И в этот момент к кабинету подошел завхоз: «Простите, Елена Ивановна, опоздал к началу урока. Я вам другой класс открою – в этом окрашены столы. Замок я специально бумагой закупорил, чтобы никто не вошел и не запачкался».
Ответьте на вопросы:
Почему возник конфликт? Можно ли было избежать его?
Какими личностными качествами должен обладать учитель, чтобы правильно ориентироваться в подобной ситуации?
Предложите свой вариант решения ситуации и проиграйте его.
· Во время объяснения учителя ученик 9 класса В. Был невнимателен, переговаривался с соседом. Учитель прервал рассказ и вызвал В. К доске. Ответив на поставленный вопрос достаточно глубоко и правильно, В. Ожидал хорошей отметки. Но учитель сказал: «Хотел поставить тебе 3, но случайно поставил 4. Пусть уж останется так, не хочу марать журнал»
Ответьте на вопросы:
Какими мотивами руководствовался учитель, создавая эту ситуацию (выхывая ученика к доске, оценивая ответ)?
Оцените с позиций ученика и всего класса деятельность учителя. Воспроизведите мысленные диалоги учителя и ученика.
· Возбужденный, злой Миша в сопровождении старосты входит в кабинет к классному руководителю. Тот занят: вбивает в стену гвоздь, чтобы повесить картину. Увидев Мишу, он спокойно обращается к нему: «Миша, подай мне, пожалуйста, молоток!»Миша подает молоток. «А теперь отойди в сторону и посмотри, не криво ли висит картина. Ну вот, мы с тобой и справились. А теперь давай случилось?» Миша уже без запальчивой раздражительности рассказал обоб всем происшедшем. Договорились – большще этого не будет. Уходя, Миша сказал: «Вы только позовите меня, я всегда буду вам помогать в кабинете». После этого Миша стал часто заходить в кабинет физиеи к классному руководителю.
Ответьте на вопросы
Почему классный руководитель предложил Мише сначала заняться делом?
Дайте оценку такому подходу к мальчику.
· Проанализируйте ситуацию:
1 сентября. Первое классное собрание в 10 классе. Учитель обращается к ученикам: «Ребята, дирекция решила заработанные вами летом деньги пердать на приобретение технических средств» Ребята некоторое время молчат, а затем шквал реплик: «Не согласны», «Раздайте деньги», «Мы сами можем решить»
Ответьте на вопросы:
Пренебрежение какими принципами педагогического такта стало причиной возникновения конфликта?
Какими качествами должен обладать педагог, чтобы продуктивно решить эту ситуацию?
Предложите свои варианты решения ситуации. Обоснуйте их.
· Проанализируйте ситуацию.
Мать Маши пришла в школу. Чтобы узнать, как учится и ведет себя дочь. Только она успела переступить порог учительской, как услышала:
- Ваша дочь – законченная лентяйка!
- А, Машина мама, наконец-то… Хорошо. Что пришли, я уж сама собиралась вас вызвать: болтает дочь на уроках, никакого сладу с ней.
Но вот в учительской появляется Машина классная руководительница. Она берет женщину под руку и уводит в укромный уголок. И они уже разговаривают о чем-то шепотом. Классная руководительница обязательно найдет что-то такое, от чего машино положение не будет казаться маме совсем безнадежным. Она непременно расскажет, какая Маша добрая, как любят ее в классе, 5как близко к сердцу принимает она все классные дела. И только потом разговор пойдет о двойке за последний диктант, о невыученном уроке истории, о разговорах на уроке математики. И спустя несколько минут уже слышится голос Машиной мамы: «Спасибо, голубушка. Уж я постараюсь, прослежу» И ухпдит из школы она не раздраженная, а озабоченная новыми задачами, которые придется решать вместе с классной руководительницей.
Ответьте на вопросы:
Какие чувства испытала мать, войдя в учительску.? Дайте оценку поведению учителей.
Как следует вести беседу с родителями? Чем объяснить взаимопонимание, возникшее в беседе классной руководительницы с мамой?
· Ролевая игра «Конкурс педагогических ситуаций»
Студенты делятся на 4 группы, каждая команда заранее готовит и на занятии инсценирует педагогическую ситуацию, оборвав ее показ в кульминационный момент. Следующая команда за 3-4 минуты должна найти решение и проиграть развязку ситуации. Решение своих и предложенных ситуаций команды обосновывают с позиций педжагогической целесообразности.
Литература
· Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки / Избр псих труды: в 2-х т. – М.,1980т.2- С.145-162
· Сластенин В.А. О подготовке студентов к творческому решению педагогических задач.- м., 1985, С.55-61
· Сухомлинский В.А. Письмо о педагогической этике
· Чернокозова В.Н., Чернокозов И.И. Этика учителя