double arrow

Раздел IV. Психосоматика. Проблемы телесности и интрацепции


Тема 4.1. Психологические исследования в клинике соматических заболеваний, психологические проблемы телесности и интрацепции

Психосоматический подход в медицине: история, теория и методология исследования. Соматопсихические и психосоматические соотношения. Психосоматическая медицина и психосоматические заболевания, методы психологической диагностики. Понятие «внутренней картины болезни», «отношения к болезни», «переживание болезни во времени» (теория, методология, методы диагностики). Фрустрированность болезнью, стресс болезни, механизмы совладания и психологической защиты, методы психологической диагностики и социальной поддержки.

Два теоретических подхода, с разных методологических позиций объясняющие связь между формой болезни и содержанием конфликта: психодинамический и кортиковисцеральный. Конверсионное психическое расстройство. Нарушения телесных функций (двигательных или сенсорных) психогенного происхождения. Диссоциативное расстройство. Теория личностных профилей (Ф. Х. Данбар). Существующая в личности предрасположенность к реагированию на психологический конфликт конкретным соматическим расстройством. Выделены: коронарный, гипертонический, аллергический и склонный к повреждениям типы личности. Теория психосоматической специфичности Ф. Александера. Понятие соматоформных расстройств. Отличие соматоформных расстройств от психосоматических. Психокоррекционное сопровождение больных с хроническими соматическими расстройствами.

Тема 4.2. Психологические проблемы аномального онтогенеза. Типы нарушений психического развития

Понятие о психическом дизонтогенезе. Патогенные биологические факторы (генетические, экзогенно-органические и др.) и длительно действующие неблагоприятные микросоциально-психологические средовые воздействия, их роль в происхождении психического дизонтогенеза. Два основных типа психического дизонтогенеза: ретардация и асинхрония. Выделенный В. В. Ковалевым третий тип дизонтогенеза – регрессивный. Патопсихологические параметры психического дизонтогенеза. Четыре патопсихологических параметра, определяющих характер психического дизонтогенеза. Понятие об общем и частичном дефекте, взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом. Нарушения межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза. Классификация психического дизонтогенеза В. В. Лебединского.

Тема 4.3. Соотношение биологического и социального в природе аномального развития

Нарушения нервной системы могут быть вызваны как биологическими, так и социальными факторами. Среди биологических факторов значительное место занимают так называемые «пороки развития мозга», генетически обусловленные. Ряд проявлений дизонтогенеза связан и с влиянием неблагоприятных социальных факторов: микро-социально-педагогическая запущенность, патохарактерологическое формирование личности.




Тема 4.4. Психологическое консультирование, коррекция и психотерапия

Определение, основные принципы психологического консультирования. Основное отличие психологического консультирования от психотерапии. Эмпатия, установление контакта. Основные приемы. Продолжительность и завершение. Этические проблемы. Психологическая проблематика здоровых. Межличностные и внутриличностные конфликты. Психологическое консультирование при кризисных и стрессовых состояниях. Понятие и сущность психологии экстремальных состояний, психологические аспекты суицидологи. Анализ обращаемости к психологическому консультированию. Контингенты и личностные факторы риска. Индивидуальное и семейное консультирование, консультирование брачных партнеров. Консультирование детей и подростков, лиц пожилого возраста. Основные проблемы в консультировании лиц с отклонениями в развитии и поведенческими аномалиями. Заочное консультирование («телефон доверия»). Взаимодействие консультанта с другими специалистами и службами здравоохранения (кризисные стационары и др.). Медико-психологические аспекты профотбора и профориентации.

Определение психологической коррекции, соотношение понятий «психологическая коррекция» и «психотерапия». Сферы применения психологической коррекции (медицина, педагогика и др.). Задачи психологической коррекции. Понятие о психопрофилактике. Корригирующие психологические воздействия в комплексном подходе к восстановительному лечению различных заболеваний. Первичная, вторичная и третичная профилактика. Методы психологической коррекции.



Понятие психотерапии, теоретические и методологические основы. История психотерапии. Значение работ В. Н. Мясищева, его концепции отношений в развитии психотерапии. Классификация методов психотерапии. Концепции личности как теоретическая основа психотерапии, ориентированной на личностные (глубинные) изменения. Суггестивные и личностно-ориентированные методы. Основные направления психотерапии. Психодинамическое направление. Психоанализ и психодинамическая психотерапия. Поведенческое направление. Когнитивный подход, роль и позиция психотерапевта. Экзистенционально-гуманистическое направление. Разнообразие подходов в рамках основных направлений, конкретные психотерапевтические школы и методы. Интегративная личностно-ориентированная реконструктивная психотерапия. Отечественные психотерапевтические школы и их место в системе общих психотерапевтических направлений. Соотношение биологического и социального в природе аномального развития.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: