double arrow

Раздел V. Типология нарушений психических процессов, свойств и состояний при различных видах патологий человека

Тема 5.1. Нарушение восприятия произвольных движений и действий, речи, памяти

Психические реакции человека, страдающего тем или иным расстройством. Анализ их клинических особенностей и разнообразия, оценка факторов, способствующих возникновению у конкретного пациента определенного типа психического реагирования на собственную болезнь. Психологическое реагирование на заболевание. Субъективно оцениваемая пациентом тяжесть болезни. 13 типов психологического реагирования на заболевание. Типология реагирования на заболевание, созданная А. Е. Личко и Н. Л. Ивановым. Параметры, на основе которых пациентом оценивается любая болезнь и формируется психическое отношение к ней.

Восприятие – основной процесс осмысленного синтеза образа предмета или явления при активном их отражении. Четыре основных свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия: предметность, целостность, константность, категориальность. Распределение восприятия по органам чувств. Расстройства восприятия: иллюзии, галлюцинации, дереализационные и деперсонализационные нарушения, агнозии. Особые виды нарушений восприятия: синестопатии, соматоагнозия. Нарушение восприятия времени. Выводы Выготского об источнике произвольного движения и активного действия. Расстройства речи: алалия, афазии (моторная, сенсорная, амнестическая), парафазии, дизартрия, заикание, косноязычие, логоклония, изменение модуляции речи, олигофазия, неологизмы, эхолалия, мутизм и др.

Наиболее полно экспериментально исследованные формы нарушения памяти в патопсихологии: нарушение непосредственной памяти, нарушение опосредованной памяти, нарушение динамики мнестической деятельности, нарушение мотивационного компонента памяти. Амнезия, ее виды.

Тема 5.2. Патология мышления, эмоционально-волевой сферы, сознания и самосознания

Нарушение компонентов, входящих в структуру мыслительной деятельности. Три основных вида патологии мышления, выделенные Б. В. Зейгарник:

1) нарушение операционной стороны мышления;

2) нарушение динамики мышления;

30 нарушение личностного компонента мышления, а также нарушение критичности мышления.

Нарушения темпа мышления, его логичности, целенаправленности и продуктивности.

В клинической психологии значительными для оценки пациентов оказываются как эмоции и чувства, так и аффекты и страсти. Физиологический и патологический аффекты, их различия. Понятия стресса, психической травмы. Эмоциональные феномены: депрессия, мания, эйфория, дисфория, апатия, слабодушие, страх, тревога, тоска, беспокойство, чувство потери чувств, амбивалентность. Симптом алекситимии. Эмоциональные переживания: обида,разочарование, недоумение и др.

Симптомы нарушений и отклонений волевой сферы. Тесная связь мотивации и активности с двигательными процессами. Нарушение структуры иерархии мотивов. Формирование патологических потребностей и мотивов, парабулии, симптом аутизма.

Расстройство сознания: состояние выключенного сознания (оглушение, кома), расстроенного сознания (делирий, онейроид, «сумеречное» расстройство сознания.

Тема 5.3. Роль клинического психолога в решении общих проблем психологии, душа и тело, мозг и психика. Методология клинико-психологического исследования

Основные аспекты деятельности клинического психолога – диагностический, коррекционный и профилактический. Работа клинических психологов в медицинских, воспитательных и образовательных учреждениях. Связь психологической коррекции с понятием воспитания, личностного развития ребенка. Психотерапевтическая деятельность. Профилактический аспект применения клинико-психологических знаний.

Правовые и организационные аспекты клинико-психологической работы в воспитательных и образовательных учреждениях. Психолого-педагогическая помощь детям с выраженными нарушениями речи и других высших психических функций. Теоретико-методологические проблемы клинической психологии. Две противоположные тенденции в понимании природы психики. Проблема связи мозга и психики. Проблема взаимосвязи психики и сознания, души и тела.

Психологическая диагностика: теоретико-методологические принципы; классификация методов; психологический анамнез и естественный эксперимент, клинико-психологические и экспериментально-психологические методы; патопсихологический эксперимент и нейропсихологическое исследование; качественный и количественный подходы в анализе результатов психодиагностического эксперимента.

Тема 5.4. Личность и ее изменения и аномалии. Психопатология

Основы тестологии. Расстройства личности в клинической психологии, обозначающие ряд клинически значимых состояний и отклоняющихся поведенческих типов, которые проявляются в дезадаптации, тотальности и стабильности патологических черт. Расстройства зрелой личности. Аномалии развития личности. Диагностический и терапевтический пути обследования и психологическое воздействие. Понятие о психологическом воздействии, манипулировании, управлении и формировании.

Понятие о психопатологии. Проблема разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов.

Основные психопатологические симптомы и синдромы.

Вопросы для самоконтроля

1. Клиническая психология, ее трансдисциплинарный характер, связь с медицинской и психологической наукой и практикой.

2. Вклад выдающихся отечественных психологов в развитие медицинской психологии: Л. С. Выготского, В. Н. Мясищева, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Б. В. Зейгарник.

3. Основные психологические категории, используемые в медицинской психологии: психическая активность, сознание, восприятие, внимание, память, мышление, интеллект, темперамент, характер, способности, эмоции, воля, мотивация, потребности, стресс, фрустрация, конфликт, психогенез, личность, копинг-стратегии и психологическая защита, эмпатия и т. д., наиболее адекватные методы их диагностики в различных областях клинической психологии.

4. Норма и патология в клинической психологии, различные определения понятия психической нормы. Соотношение биологического и психосоциального, генетического и приобретенного, органического и функционального при различных вариантах нервно-психической и психосоматической патологий

5. Психологические и психосоциальные факторы в этиологии и патогенезе нервно-психических, психосоматических и соматопсихических нарушений.

6. Основные современные концепции функциональной специализации полушарий головного мозга, функциональная асимметрия и функциональное единство в работе мозга.

7. Современные принципы и методы нейропсихологической диагностики.

8. Вклад Б. В. Зейгарник и ее школы в развитие отечественной патопсихологии.

9. Учение о характере (концепции, понятия, акцентуации и психопатии). Вклад А. В. Личко в учение об акцентуациях характера и психопатии у подростков.

10. Основные зарубежные концепции личности, используемые в клинической психологии: психоаналитические, гуманистические, экзистенциальные, бихевиористические.

11. Основные современные концепции психотерапии.

12. Психологические механизмы, лежащие в основе различных видов психотерапии

13. Психологическое консультирование: практика работы психологов в кабинете социально-психологической помощи, в кризисном стационаре, на «телефоне доверия», в консультациях «брак и семья» и в других службах.

14. Психология и медицина катастроф

15. психологические основы конфликтологии и экстремальных состояний.

16. Психогигиена и психопрофилактика: понятия, концепции, объект исследования. Понятия первичной, вторичной и третичной психопрофилактики.

17. Группы и факторы риска нервно-психических и психосоматических расстройств, принципы их выявления в комплексных медико-психологических исследованиях.

18. Психосоматический подход в медицине. Соматопсихические и психосоматические соотношения.

19. Понятия «внутренней картины болезни», «отношения к болезни», «переживания болезни во времени» (теория, методология, методы диагностики).

20. Клиническая психология, этика и деонтология. Правовые аспекты работы клинического психолога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: